ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-6309/2021 от 08.11.2021 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-6309/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Саратов 08 ноября 2021 года

Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Чумаков Ю.А., рассмотрев жалобу представителя Акционерного общества «Научно-исследовательский институт приборостроения имени В.В.Тихомирова» - Краснопевцева ФИО6, на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка №299 Жуковского судебного района Московской области от 15 января 2021 года и решение судьи Жуковского городского суда Московской области от 15 апреля 2021 года, вынесенные в отношении Акционерного общества «Научно-исследовательский институт приборостроения имени В.В.Тихомирова» (далее по тексту – АО «НИИП им.В.В.Тихомирова») по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка №299 Жуковского судебного района Московской области от 15 января 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Жуковского городского суда Московской области от 15 апреля 2021 года, АО « НИИП им. В.В. Тихомирова» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию, в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, представитель АО «НИИП им. В.В. Тихомирова» действующий на основании доверенности Краснопевцев И.В., просит судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.

Заявленное в жалобе ходатайство о восстановлении процессуального срока для обжалования принятых по делу актов не подлежит рассмотрению, поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит срока, в течение которого может быть подана жалоба, протест на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии со статей 6 Устава юридического лица, АО «НИИП имени В.В. Тихомирова» является коммерческой организацией, целью деятельности которой является участие в обеспечении обороноспособности РФ, развитии военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами и получение прибыли путем осуществления собственной предпринимательской деятельности.

Согласно договору о правах и обязанностях в отношении объектов гражданской обороны б/н от 07.12.2005 АО «НИИП имени В.В. Тихомирова» и Территориальное Управление Росимущества по Московской области АО «НИИП имени В.В. Тихомирова» заключило договор по которому АО «НИИП имени В.В. Тихомирова» приняло по Акту на ответственное хранение и в безвозмездное пользование накопленные средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны: в том числе коллективные защитные сооружения: 1.

В соответствии с пунктом 1.1. договора акционерное общество обязуется сохранять защитные сооружения, принимать меры по поддержанию их в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных правовых документов по эксплуатации защитных сооружений.

Согласно статьи 1 Федерального закона от 12 февраля1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

К основным задачам в области гражданской обороны в том числе относится и предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.

В соответствии со статей 1 Федерального закона от 21 декабря1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

В свою очередь уполномоченные федеральные органы исполнительной власти: утверждают и издают в соответствии с федеральными требованиями отраслевые нормы и правила безопасности производства, технологических процессов, продукции, а также правила защиты работников организаций от чрезвычайных ситуаций (ст. 13 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

В соответствии с абзацем 2 статьи 7 Федерального закона от 12 февраля 1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», подп. 4 п. 7 раздела 2 указа Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868 «Вопросы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 утверждены и введены в действие правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила).

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 10 постановления Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязаны планировать и проводить мероприятия по повышению, поддержанию устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; создавать и содержать в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; обеспечивать сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимать меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.

Из материалов дела следует, что в ходе проверки, проведенной 15.10.2020 в АО «НИИП имени В.В. Тихомирова», выявлены нарушения требований Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 № 804, Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687, Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных и введенных в действие приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, в отношении ЗС ГО №№ 1/219, 2/220, 3/221, 4/218.

Пунктом 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 № 804, определены основные мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, а именно: строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем; приспособление в мирное время и при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения; подготовка в мирное время и строительство при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа; обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны, в заглубленных помещениях и других сооружениях подземного пространства; накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения; обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления и предоставление средств коллективной защиты в установленные сроки; приспособление в мирное время метрополитенов для укрытия населения с учетом опасностей мирного и военного времени, наличия защитных сооружений гражданской обороны и планируемых мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

В соответствии с пунктом 3 Положения об организации и ведении гражданской бороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687, подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите заселения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении -чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и осуществляется на сетовании годовых планов, предусматривающих основные мероприятия по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - план основных мероприятий) муниципального образования (организации).

В силу пунктов 16, 16.4 указанного Положения, организации в целях решения задач в области - гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты: сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в ведении организаций; разработка планов наращивания инженерной защиты организаций, продолжающих и переносящих в безопасные талоны производственную деятельность в военное время; строительство защитных сооружений гражданской обороны для работников организаций в соответствии с Порядком создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны»; накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты для обеспечения ими работников организаций; разработка планов выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам организаций в установленные сроки.

Согласно пункту 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, установленные в них требования должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций одного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.

В соответствии с пунктом 1.4. данных Правил установлено, что для обслуживания ЗС ГО в мирное время в организациях, эксплуатирующих эти сооружения, создаются звенья по обслуживанию ЗС ГО. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в период пребывания в них укрываемых создаются группы (звенья) по обслуживанию сооружений из расчета одна группа (звено) на каждый объект ГО в зависимости от их вместимости.

Согласно требованиям пункта 1.7. названных Правил готовность и использование ЗС ГО по предназначению обеспечивают руководители ГО организаций, на учете которых они находятся.

Пунктом 1.8 Правил установлено, что обязанности руководителя ГО организаций входит планирование и организация выполнения мероприятий: по обеспечению сохранности и готовности ЗС ГО к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене устройств и

внутреннего инженерно-технического оборудования; по решению эффективного использования помещений ЗС ГО для нужд организаций и обслуживания населения в соответствии с требованиями нормативных технических документов; по подготовке личного состава групп (звеньев) по обслуживанию ЗС ГО, обучению рабочих и служащих правилам пользования ЗС ГО в чрезвычайных тлях мирного и военного времени; по осуществлению систематического контроля за содержанием, эксплуатацией и готовностью ЗС ГО к использованию по прямому назначению; по обеспечению беспрепятственного доступа в ЗС ГО и исполнения обязанностей по контролю за их состоянием уполномоченными должностными лицами органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

В силу пункта 3.2.1 Правил при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно- технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.

Пунктом 3.2.2 Правил предусмотрено, что при эксплуатации ЗС ГО в мирное время запрещается: перепланировка помещений; устройство отверстии или проемов в ограждающих конструкциях; нарушение герметизации и гидроизоляции; демонтаж оборудования; применение сгораемых синтетических материалов при отделке помещений.

При наличии проектного обоснования и согласования (заключения) органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям допускается устройство временных легкосъемных перегородок из негорючих и нетоксичных материалов с учетом возможности их демонтажа в период приведения ЗС ГО в готовность к приему укрываемых.

Согласно пункту 3.2.11 Правил инженерно-техническое оборудование ЗС ДЮ должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.

В силу пункта 3.5.5 Правил при приспособлении помещений ЗС ГО для размещения производственных и складских помещений категорий В1 – В3, стоянок автомобилей должно предусматриваться средство автоматических установок пожаротушения и использование вытяжной вентиляции для дымоудаления.

В соответствии с пунктом 4.4.2 Правил осмотры и оценки качественного состояния ФП проводятся в установленные сроки: для Ф Г-100. ФП-100у, ФПУ-200 технический осмотр проводится через 2 года (после 20 лет - ежегодно), а контрольная оценка - через 5 лет (после 20 лет - через 3 года); 5 Г-300 технический осмотр проводится через 2 года (после 10 лет - ежегодно), контрольная оценка - через 5 лет (после 10 лет - через 3 года).

Согласно пункту 4.4.3 Правил технический осмотр ФП необходимо проводить в следующей последовательности: определять маркировку ФП, нанесенную на корпусе (наименование, дата изготовления, сопротивление в мм вод. ст. и др.); измерить сопротивление колонки С и отдельно каждого ФП (правила измерения сопротивления изложены в инструкциях по монтажу и эксплуатации ФП); разобрать колонку (колонки) ФП; отсоединить ФП друг от друга. Проверить наличие и состояние резиновых прокладок в соединениях; проверить состояние оболочек. Допустима частичная коррозия корпуса, не вызывающая сквозного разрушения оболочки, и которая устраняется на отвернуть донную заглушку нижнего ФП колонки (колонок) и осмотреть ее внутреннюю поверхность. Внутренняя поверхность заглушки не должна иметь подтеков воды, ржавчины и других следов затопления ФП водой; покачиванием и встряхиванием ФП убедиться в отсутствии пересыпания шихты; взвесить ФП: вес с заглушкой не должен превышать предельно допустимого нормативного веса; осмотреть с помощью переносной лампы фильтрующий материал и перфорированный цилиндр. На последнем не должно быть следов замачивания и ржавчины.

В соответствии с пунктом 5.1.1 Правил техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических включают: ТО № 1; ТО № 2; ТО № 3; текущий ремонт; средний ремонт; капительный ремонт.

Периодичность планового технического обслуживания и ремонта специального оборудования отражаются в журналах технического состояния ЗС ГО.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО «НИИП им. В.В.Тихомирова» к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Фактические обстоятельства дела подтверждаются следующими доказательствами: - сообщением начальника Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Раменскому городскому округу УНД и МЧС России по Московской области от 26.10.2020 № 1916-2-10-30-12 об заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Раменскому городскому округу ОНД и ПР ГУ МЧС России по Московской Бочарова А.Ю. 15.10.2020 и 20.10.2020 в проведении проверки по вопросам законодательства в области гражданкой обороны и защиты населения и от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, выявленных нарушений и нарушенных АО «НИИП» положений - правовых актов; - требованием прокурора Второй прокуратуры по исполнением законов на особо режимных объектах Московской области от 17.11.2020г. в порядке ст. 6, 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»; - постановлением № 262 от 19.11.2020 о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в АО «НИИП имени В.В. Тихомирова» по ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, уставом, показаниями свидетеля Бочарова А.Ю. и иными материалами дела, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Деяние АО « НИИП им. В.В. Тихомирова» квалифицировано по части 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановления Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны».

Доводы жалобы, аналогичны довода жалобы которые были предметом рассмотрения судебными инстанциями и обоснованно отклонены по основания указанным в судебных актах, оснований не согласится с ними, не имеется.

Доводы жалобы не свидетельствуют о незаконности принятых актов и не могут служить основанием к их отмене.

Как установлено в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, статус указанного объекта гражданской обороны не изменен, защитное сооружение с учета не снято, обязанность по содержанию защитных сооружений гражданской обороны в надлежащем состоянии и обеспечению их сохранности возлагается на эксплуатирующую организацию, которой в рассматриваемом случае является АО «НИИП им. В.В. Тихомирова». Организации, независимо от организационно-правовой формы, в чьем фактическом пользовании находятся объекты гражданской обороны, обязаны обеспечить сохранность объектов гражданской обороны, принимать меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.

Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Административное наказание назначено указанному лицу в пределах санкции части 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении названного лица к административной ответственности вынесено мировым судьей с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных постановлений не усматривается.

Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых актов, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка №299 Жуковского судебного района Московской области от 15 января 2021 года и решение судьи Жуковского городского суда Московской области от 15 апреля 2021 года, вынесенные в отношении Акционерного общества «Научно-исследовательский институт приборостроения имени В.В.Тихомирова» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу представителя Акционерного общества «Научно-исследовательский институт приборостроения имени В.В.Тихомирова» Краснопевцева ФИО7 - без удовлетворения.

Судья Ю.А. Чумаков