ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-6375/2021 от 14.02.2022 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-6375/2021

№16-958/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Краснодар 14 февраля 2022 года

Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу защитника ФИО3, действующего в интересах ООО «Управление отходами-Волгоград», на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям от 9 декабря 2020 года № 15/36-20-Э, решение судьи Светлоярского районного суда Волгоградской области от 11 марта 2021 года и решение судьи Волгоградского областного суда от 19 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Управление отходами-Волгоград»,

установил:

постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям от 9 декабря 2020 года №15/36-20-Э ООО «Управление отходами-Волгоград» (далее-Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Решением судьи Светлоярского районного суда Волгоградской области от 11 марта 2021 года постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям от 9 декабря 2020 года оставлено без изменения.

Решением судьи Волгоградского областного суда от 19 мая 2021 года решение судьи Светлоярского районного суда Волгоградской области от 11 марта 2021 года оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ФИО3, действующий в интересах Общества, ставит вопрос об отмене указанных судебных постановлений и прекращении производства по делу. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что территориальная схема не является документом, регулирующим отношения в сфере охраны окружающей среды, не носит императивный характер и не может быть основанием к понуждению ее исполнения.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно части 1 статьи 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации, отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон от 24 июня 1998 года).

Согласно статье 1 Закона от 24 июня 1998 года отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Законом, под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

В силу пункта 2 статьи 11 Закона от 24 июня 1998 года юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Статьей 13.3 Федерального Закона от 24 июня 1998 года установлены требования к территориальной схеме обращения с отходами, разрабатываемой уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования и включающей в себя схему потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов.

Как следует из материалов дела, Общество на основании лицензии, осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке отходов III -IV класса опасности.

Приказом комитета природных ресурсов лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 30 мая 2020 года утверждена Территориальная схема обращения с отходами на территории Волгоградской области.

В разделе 9.3 Территориальной схемы «Обоснование основных параметров предлагаемых к созданию объектов системы обращения с отходами», в таблице 44 «Перечень мероприятий, предлагаемых территориальной схемой», а также согласно Приложению Б2, запланировано введение в эксплуатацию в 2021 году, площадки временного накопления (перегрузки) отходов в <адрес>.

Согласно положениям раздела 8.2. Территориальной схемы, при обустройстве площадок временного накопления (перегрузок) (далее-ПВН) в соответствии с п. 44 «Перечень мероприятий, предлагаемых территориальной схемой», региональный оператор вправе их использовать в распределении схемы потоков ТКО с момента их надлежащего обустройства.

По данным представленным от 25 июня 2020 года Обществом организована и используется, ПВН в <адрес> по адресу:: <адрес>, южнее <адрес> (координаты ).

По результатам рейдового обследования соблюдения природоохранного законодательства, проведённого 16 июня 2020 года, установлено, что в <адрес> расположены два смежных земельных участка с кадастровыми номерами и , огороженные по периметру бетонным забором. С южной стороны огороженной территории имеется въезд, оборудованный шлагбаумом, который закрыт на замок, (координаты ). На прилегающей к бетонному ограждению территории с северной стороны имеется захламление полиэтиленовыми пакетами и пленкой (координаты ). На огороженной территории имеются не эксплуатируемые полуразрушенные здания, а также в пониженном рельефе (котловане) установлено наличие двух больших контейнеров (бункеров) и скопление твердых коммунальных отходов (ТКО). На одном из зданий, расположенном в непосредственной близости от скоплений ТКО, имеются следы горения. Эти сведения отражены в акте от 17 июня 2020 года .

По данным администрации Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области от 3 июля 2020 года , администрацией Калачевского городского проведены мероприятия по формированию, постановке на кадастровый учет и предоставлению Обществу земельного участка (кадастровый ) под площадку временного накопления и перегрузки твердых бытовых отходов.

В пониженном рельефе территории земельного участка с кадастровым номером располагается ПВН размером 25x25 м. (согласно схеме 4 отбора проб), которая имеет твердое покрытие, по периметру которой навалом размещены ТКО. Ограждение отсутствует, поверхность не защищена от атмосферных осадков, сеть ливнестоков отсутствует.

Примерно в 20 м. прямо от шлагбаума располагается 2 контейнера объемом 37 куб.м. Слева от контейнеров вдоль подъездной дороги располагаются навалом ТКО высотой примерно 1,5 м.

В момент осмотра Обществом производилась уборка и перегрузка отходов с прилегающей территории.

В рамках административного расследования, проведены лабораторные исследования почвы на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> прилегающем к ПВН, не имеющем твердого покрытия, на котором располагаются мусорные контейнеры.

Согласно заключению эксперта от 24 августа 2020 года № 74 отходы, отобранные на площадке временного накопления (перегрузки) отходы (площадка размером 25x25 м), по результатам биотестирования отнесены к IV классу опасности.

Также установлено наличие на земельном участке, площадью 375 кв.м., превышение (по сравнению с фоновым значением, отобранном на земельном участке, расположенном за забором) концентрации нефтепродуктов:

- на глубине 0-5 см: в 2,9 раза;

- на глубине 5-20 см: в 3,0 раза.

Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения в отношении Общества постановления об административном правонарушении от 9 декабря 2020 года.

Факт совершения Обществом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, подтверждается представленными в дело доказательствами, в том числе приказом о проведении рейдового осмотра от 8 июня 2020 года, актом обследования территории от 17 июня 2020 года, фотоматериалами, определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 10 августа 2020 года, протоколом осмотра от 11 августа 2020 года, протоколом взятия проб и образцов от 11 августа 2020 года, заключением эксперта от 24 августа 2020 года, договором аренды земельного участка №25/19 от 21 ноября 2019 года, предписанием от 9 декабря 2020 года, протоколом об административном правонарушении от 1 октября 2020 года.

Установленные обстоятельства свидетельствуют о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, а судьями, на основании анализа представленных доказательств, сделан правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения.

Довод жалобы о том, что территориальная схема не является документом, регулирующим отношения в сфере охраны окружающей среды, не носит императивный характер и не может быть основанием к понуждению ее исполнения подлежат отклонению, поскольку противоречат вышеназванным нормам действующего законодательства, которыми предусмотрено установление требования к территориальной схеме обращения с отходами, разрабатываемой уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования и включающей в себя схему потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, размещения отходов.

Иные доводы жалобы не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений, поскольку обстоятельства по делу установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, установленный статьей 26.11 КоАП РФ порядок оценки доказательств судьями соблюден.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что в ходе судебного разбирательства нашел подтверждение факт совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, полагаю, что постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям от 9 декабря 2020 года № 15/36-20-Э, решение судьи Светлоярского районного суда Волгоградской области от 11 марта 2021 года и решение Волгоградского областного суда от 19 мая 2021 года подлежат оставлению без изменения.

На основании статей 30.16 и 30.17 КоАП РФ, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям от 9 декабря 2020 года № 15/36-20-Э, решение судьи Светлоярского районного суда Волгоградской области от 11 марта 2021 года и решение Волгоградского областного суда от 19 мая 2021 года оставить без изменения, жалобу защитника ФИО3, действующего в интересах ООО «Ситиматик-Волгоград» – без удовлетворения.

Судья

Решение27.02.2022