ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-6411/20 от 05.11.2020 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-6411/2020

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Кемерово 5 ноября 2020 г.

Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Безденежных Д.А., рассмотрев жалобу главы Администрации Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области ФИО1 на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка №103 в Нововаршавском судебном районе Омской области от 15 июля 2020 г., вынесенное в отношении Администрации Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка №103 в Нововаршавском судебном районе Омской области от 15 июля 2020 г. Администрация Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе глава Администрации ФИО1 просит об отмене постановления и прекращении производства по делу, за отсутствием состава правонарушения ссылаясь на то, что ни в предписании, ни в действующем законодательстве не содержится описание муниципальной системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях на уровне городского поселения. На территории Нововаршавского городского поселения функционируют системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях регионального уровня, а также уровня муниципального района, материальные средства которой приобретались за счет Администрации Нововаршавского городского поселения. Кроме того, у Администрации Нововаршавского городского поселения отсутствуют собственные материальные и финансовые средства для создания собственной системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Решение вопроса о финансировании указанных мероприятий не относиться к компетенции Администрации Нововаршавского городского поселения, поскольку отнесено к компетенции Совета Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области путем принятия соответствующих поправок в бюджет поселения. План комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности поселения по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов разработан и введен в действие.

Заявленное ходатайство о рассмотрении дела с использованием системы видео-конференц-связи не подлежит удовлетворению, поскольку согласно правовой позиции, изложенной в п.34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" рассмотрение жалоб и протестов на вступившие в законную силу постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях не требует проведения судебного заседания, поскольку это не предусмотрено Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.

Частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.

Из материалов дела следует, что 1 апреля 2019г. главным специалистом отдела регионального надзора в области чрезвычайных ситуаций управления безопасности населения и территорий Главного управления региональной безопасности Омской области в адрес юридического лица Администрации Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области, было вынесено предписание № 10 об устранении выявленных нарушений обязательных требований в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, которое получено представителем юридического лица -главой администрации ФИО1 1 апреля 2019 г. В соответствии с названным предписанием следовало в срок до 1 апреля 2020 г. устранить выявленные нарушения.

На основании распоряжения №82-Р от 10 марта 2020 г., 14 мая 2020г. главным специалистом отдела регионального надзора в области чрезвычайных ситуаций управления гражданской защиты Министерства региональной безопасности Омской области проведена внеплановая выездная проверка исполнения предписания №10 от 01 апреля 2019 г. об устранении нарушении обязательных требований в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций, по результатам которой установлено невыполненные п.п. 2 и 3 названного предписания, а именно п.2) не создана муниципальная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющая собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающая доведение сигналов оповещения и экстренной информации до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режиме; п. 3) отсутствует План комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Нововаршавского городского поселения по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Тем самым нарушены положения подпункта "м" пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", подп.23, п. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", абз. 4 Положения о системах оповещения населения, утвержденного приказом от 25 июля 2006 года Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 422, Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации № 90, Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации № 376, абз.15.2 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 14 ноября 2008 года № 687. Так же нарушены положения пунктов 2, 5, 8, 27 Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденного приказом МЧС России от 28 декабря 2004 года № 621.

Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении, приказом о проведении плановой проверки, актом проверки, иным материалами дела.

При таких обстоятельствах мировой судья обоснованно признал Администрацию Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Доводы жалобы являются несостоятельными.

В соответствии с п. "а" ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" ( далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 N 68-ФЗ) органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с п. "м" ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 N 68-ФЗ органы местного самоуправления создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.

Согласно абз.15.2 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия: поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее реконструкции и модернизации; установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;

Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2000 года N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов" утверждены Основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. Кроме того, Приказом МЧС России от 28 декабря 2004 N 621 "Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации" утверждены Правила разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации. Согласно пункту 27 приложения к настоящему Приказу, установлено, что комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления разрабатывают Планы звеньев территориальной подсистемы для функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на основании Планов и Календарных планов организаций местного уровня по согласованию с соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, специализированными морскими инспекциями МПР России. План утверждается территориальным органом МЧС России по субъекту Российской Федерации и КЧС органа местного самоуправления.

Разработка планов комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов предусмотрена также пунктом 8 указанного Приказа МЧС России.

Факт не выполнения Администрации Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области предусмотренной законодательством обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ее виновность в совершении предъявленного правонарушения подтверждается совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают.

Доводы жалобы о том, что Администрация не имеет достаточного финансирования для выполнения возложенных на нее функций по защите населения от чрезвычайных ситуаций, также не являются основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности.

Отсутствие муниципальной системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, наличие которой предусмотрено п. "м" ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 N 68-ФЗ, абз.15.2 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 14 ноября 2008 года № 687, установлена как проверкой, на основании которой выдано предписание №10 от 01.04.2019г., так и актом проверки от 14 мая 2020г., результаты которой не оспорены. Поэтому доводы об отсутствии указания в законодательстве на муниципальную систему оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, наличие функционирующей на территории городского поселения соответствующей системы нельзя признать обоснованными, какими-либо доказательствами не подтверждаются.

Так же доводы об исполнении предписания о разработки и согласования плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, являются необоснованными, поскольку как следует из материалов дела План комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности поселения по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов разработан и введен в действие 27 мая 2020 г., то есть после установленного срока предписания. Сведений об обращении Администрации о продлении срока исполнения предписания или предоставлении отсрочки материалы дела не содержат.

В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.

Действия Администрации Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области квалифицированы правильно, наказание юридическому лицу назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, с соблюдением требований ст. 4.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в минимальном размере.

Таким образом, оснований для удовлетворения жалобы и отмены принятого по делу постановления не имеется.

Руководствуясь ст.ст.30.17, 30.18 КоАП РФ, судья

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка №103 в Нововаршавском судебном районе Омской области от 15 июля 2020 г., вынесенное в отношении Администрации Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу главы Администрации Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области ФИО1 – без удовлетворения.

Судья: Д.А. Безденежных