ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-6524/2021 от 25.02.2022 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

№ П16-1019/2022 (П16-6524/2021)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Краснодар

Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Иванов А.Е., рассмотрев жалобу начальника производственного отделения «Левобережные электрические сети» Ленинского РЭС филиала ПАО «Россети Юг» ФИО1 на вступившие в законную силу решение судьи Ленинского районного суда Волгоградской области от 2 июня 2021 года, решение судьи Волгоградского областного суда от 28 июля 2021 года, вынесенные в отношении начальника производственного отделения «Левобережные электрические сети» Ленинского РЭС филиала ПАО «Россети Юг» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 18 февраля 2021 года начальник производственного отделения «Левобережные электрические сети» Ленинского РЭС филиала ПАО «Россети Юг» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание назначено в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Решением судьи Ленинского районного суда Волгоградской области от 2 июня 2021 года постановление должностного лица оставлено без изменения.

Решением судьи Волгоградского областного суда от 28 июля 2021 года указанные акты оставлены без изменения.

В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, начальник производственного отделения «Левобережные электрические сети» Ленинского РЭС филиала ПАО «Россети Юг» ФИО1 просит указанные судебные акты отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения начальника производственного отделения «Левобережные электрические сети» Ленинского РЭС филиала ПАО «Россети Юг» ФИО1 к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно положениям статьи 3 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона № 147-ФЗ услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям осуществляется в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861 (далее - Правила).

Согласно пункту 3 Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

В соответствии с пунктом 8 Правил для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил.

Пунктом 15 Правил установлено, что сетевая организация в срок не позднее 2 рабочих дней с даты заключения договора с заявителем обязана направить в письменном или электронном виде в адрес субъекта розничного рынка, указанного в заявке, с которым заявитель намеревается заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в отношении энергопринимающих устройств, технологическое присоединение которых осуществляется, копию подписанного с заявителем договора и копии документов заявителя, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил, а также копию заявки о технологическом присоединении соответствующих энергопринимающих устройств, в которой указан гарантирующий поставщик или энергосбытовая (энергоснабжающая) организация в качестве субъекта розничного рынка, с которым заявитель намеревается заключить соответствующий договор.

Как следует из материалов дела, в ходе проведения прокуратурой Ленинского района Волгоградской области проверки установлено, что между ФИО2 и ПО «ЛЭС» Ленинский РЭС филиала ПАО «МРСК Юга-Волгоградэнерго» 20 августа 2019 года заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств заявителя (щит учета и электрооборудование жилого дома, расположенного по адресу: <...>) (далее – Договор).

В соответствии с пунктом 5 Договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет не более 6 месяцев со дня заключения договора, то есть не позднее 20 февраля 2020 года.

Вместе с тем, мероприятия по технологическому присоединению завершены только 21 декабря 2020 года, что подтверждается актом об осуществлении технологического присоединения, подписанным между ПАО «Россети Юг» и ФИО2 21 декабря 2020 года.

В соответствии с приказом заместителя генерального директора - директора филиала ПАО «Россети Юг-Волгоградэнерго» ФИО3 от 13 сентября 2016 года ФИО1 назначен на должность начальника района электрических сетей ПО «ЛЭС» Ленинский РЭС филиала ПАО «Россети Юг- Волгоградэнерго».

В соответствии с пунктом 3.13.8 Типового положения о районе электрических сетей 1,2,3 категории (РЭС) филиалов ПАО «Россети Юг-Волгоградэнерго», «Ростовэнерго», утвержденных заместителем генерального директора 8 ноября 2016 года, в функции начальника районных сетей входит контроль сроков направления проектов договоров, заключения договоров, исполнения договорных обязательств по договорам об осуществлении технологического присоединения, договоров возмездного оказания услуг по технологическому присоединению, находящихся в структурном подразделении.

В соответствии с пунктом 3.13.13 Типового положения о районе электрических сетей 1,2,3 категории (РЭС) филиалов ПАО «Россети Юг-Волгоградэнерго», «Ростовэнерго» начальник РЭС осуществляет организацию и выполнение работ (строительство) объектов распределительных сетей, выполняемые хозяйственным способом по объектам технологического присоединения с капитальными затратами в сроки, установленные условиями договора технологического присоединения.

Заместителем директора по инвестиционной деятельности 12 сентября 2019 года издано распоряжение о выполнении работ хозяйственным способом по объекту: «Строительство ВЛ-10 кВ (ориентировочной протяженностью 0,010 км) отпайкой от ВЛ-10 кВ № 5 ПС 110/10 кВ «Юбилейная», ТП-10/0,4 кВ (ориентировочная мощность 25 кВА) и ВЛИ-0,4 кВ (ориентировочной протяженностью 0,035 км) для электроснабжения жилого дома, расположенного в <...>. Ленинский РЭС». Срок: 19 февраля 2020 года.

Ответственным лицом за проведение мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям является начальник ПО «ЛЭС» Ленинский РЭС филиала ПАО «Россети Юг-Волгоградэнерго» - ФИО1

Таким образом, ФИО1 в силу занимаемой должности и возложенных на него обязанностей должен был в установленный срок обеспечить проведение мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств заявителя, между тем названным лицом данные условия не выполнены, мероприятия по технологическому присоединению завершены только 21 декабря 2020 года.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения начальника производственного отделения «Левобережные электрические сети» Ленинского РЭС филиала ПАО «Россети Юг» ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждаются собранными по делу доказательствами, оцененными по правилам статьи 26.11 названного Кодекса с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

Выводы о наличии в действиях начальника производственного отделения «Левобережные электрические сети» Ленинского РЭС филиала ПАО «Россети Юг» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям действующего законодательства.

Доводы жалобы, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, не нашли своего подтверждения материалами дела, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, и не ставят под сомнение наличие в действиях названного лица объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что при рассмотрении дела допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.

Административное наказание назначено начальнику производственного отделения «Левобережные электрические сети» Ленинского РЭС филиала ПАО «Россети Юг» ФИО1 в пределах санкции части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении названного лица к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

решение судьи Ленинского районного суда Волгоградской области от 2 июня 2021 года, решение судьи Волгоградского областного суда от 28 июля 2021 года, вынесенные в отношении начальника производственного отделения «Левобережные электрические сети» Ленинского РЭС филиала ПАО «Россети Юг» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судья А.Е. Иванов

Решение04.03.2022