ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-6558/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Кемерово 03 ноября 2021 г.
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев жалобу генерального директора ООО «Приз» ФИО1 на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю и Республике Бурриятия от 18 декабря 2020г, решение Карымского районного суда Забайкальского края от 17 февраля 2021г, решение Забайкальского краевого суда от 12 апреля 2021г, вынесенные в отношении ООО «ПРИЗ» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ,
установил:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю и Республике Бурятия от 18 декабря 2020г ООО «Приз» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.7 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением судьи Карымского районного суда Забайкальского края от 17 февраля 2021г, оставленным без изменения решением судьи Забайкальского краевого суда от 12 апреля 2021г, постановление должностного лица от 18.12.2020г оставлено без изменения.
В жалобе генеральный директор ООО «Приз» ФИО3. просит отменить постановление и решения, прекратить производство по делу.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
В силу пункта 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Пунктом 6 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в числе прочего: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные названным Кодексом, федеральными законами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель.
Согласно пункту 6 Правил рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.
В силу пункта 8 Правил рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
Из материалов дела следует и установлено должностным лицом и судебными инстанциями, что в период с 12.10.2020 по 09.11.2020 Забайкальским межрегиональным управлением Росприроднадзора на основании распоряжения от 24.09.2020 № 167-р проведена внеплановая выездная проверка ООО «Приз». В результате проведенной проверки установлено, что обществом не проведена рекультивация нарушенных земель в ходе производственной деятельности на земельных участках: Забайкальский край, Карымский район, падь Большой Сыпчегур, №, №, №, №, переданных на основании договоров аренды от 10.03.2006г.
Изложенное явилось основанием для привлечения ООО «Приз» к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 8.7 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются совокупностью представленных доказательств: протоколом об административном правонарушении от 30.11.2020г, актом проверки от 09.11.2020, договорами аренды земельных участков с дополнительными соглашениями, проектом на разработку запасов месторождения россыпного золота и иными доказательствами, получившими оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса.
Должностное лицо и судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
В данном случае, вопреки доводам жалобы, объективную сторону вменяемого правонарушения образует неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по рекультивации земельного участка.
Действия общества квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.
Доводы, имеющие правовое значение, были предметом проверки в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых актах.
Согласно проекту на разработку запасов месторождения россыпного золота р. Большой Сыпчугур, утвержденный 17.03.2017г, разделом 11.2 предусмотрена рекультивация, подлежащие восстановлению земли представлены техногенным рельефом, образовавшимся в результате производства горных работ при разработке участков месторождения р. Большой Сыпчегур. Таблицей 11.3 предусмотрен календарный график рекультивации нарушенных земель
Доводы жалобы относительно того, что общество не имело возможности осуществить рекультивацию земель, поскольку не был согласован план развития горных работ, не являются основанием согласиться с доводами заявителя об отсутствия вины в совершении вмененного административного правонарушения.
Из имеющегося в материалах дела протокола технического совещания по рассмотрению плана развития горных работ ООО «Приз» на 2020 год от 09.06.2020г следует, что было принято решение об отказе в согласовании названного плана, поскольку предусмотренные планом развития горных работ в 2020г к отработке блока С1заб-4, С1заб-40 ранее согласовывались к отработке планом развития горных работ на 2018 год. На 2019 план развития горных работ в Забайкальское управление Ростехнадзора на согласование не предоставлялся. Проектной документацией на 2020г предусмотрена лишь одна рекультивация в объеме 977,97 тыс.м.куб. (99,36 га), добычные работы не предусмотрены. Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что именно обществом не был предоставлен в установленном порядке план на согласование.
Кроме того, договорами аренды земельных участков предусмотрена обязанность арендатора провести рекультивацию нарушенных земель согласно действующей проектной документации и закончиться до окончания срока действия договоров аренды.
Каких-либо изменений в названные документы на момент возникновения обязанности по проведению рекультивации земель, в установленном законом порядке, не вносились.
Наличие представленных договоров аренды земельных участков от 22.06.2021г, а также соглашений о расторжении договоров аренды от 22.06.2021г, установленных по делу обстоятельств не опровергают.
Приведенные в настоящей жалобе доводы относительно нового проекта и дополнения к лицензии, также не являются основанием к отмене состоявшихся по делу решений.
Доводы жалобы относительно действия договоров аренды были предметом проверки при рассмотрении дела, обоснованно отклонены, по мотивам, изложенным в решениях, оснований не согласиться с которыми, не имеется.
Несогласие заявителя с оценкой установленных по делу обстоятельств, а также иное толкование действующего законодательства,, не является правовым основанием к отмене состоявшихся по делу решений.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено с учетом требований п. 3.2 ст. 4.1, учтено тяжелое финансовое положение общества.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю и Республике Буррятия от 18 декабря 2020г, решение Карымского районного суда Забайкальского края от 17 февраля 2021г, решение Забайкальского краевого суда от 12 апреля 2021г,, вынесенные в отношении ООО «Приз», по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.7 КоАП РФ - оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО «Приз» ФИО2.- без удовлетворения.
Судья: С.Н. Михеева