ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-6595/2022
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Кемерово 24 октября 2022 г.
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Недорезов Д.В., рассмотрев жалобу исполняющего обязанности руководителя Государственного казенного учреждения «Управление региональных автомобильных дорог Республики Бурятия» (ГКУ «Бурятрегионавтодор») Петрова И.Ф. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 2 Железнодорожного района г. Улан-Удэ от 17 июня 2022 г. и решение судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 13 июля 2022 г., вынесенные в отношении ГКУ «Бурятрегионавтодор» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Железнодорожного района г. Улан-Удэ от 17 июня 2022 г. (резолютивная часть объявлена 16 июня 2022 г.), оставленным без изменения решением судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 13 июля 2022 г., ГКУ «Бурятрегионавтодор» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 81 811 рублей.
В жалобе исполняющий обязанности руководителя ГКУ «Бурятрегионавтодор» Петров И.Ф. просит вынесенные по делу судебные акты отменить, считая их незаконными, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Статьей 15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
В силу статьи 162 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств, в том числе отнесено обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Как следует из материалов дела, должностными лицами Счетной палаты Республики Бурятия проведен аудит эффективности (экономности и результативности) расходования бюджетных ассигнований республиканского бюджета (дорожный фонд) на реализацию основного мероприятия «Комплекс работ по поддержанию и восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автодорог и искусственных сооружений на них» по направлению - содержание автодорог, в ходе которого в действиях ГКУ «Бурятрегионавтодор» выявлены нарушения требований Бюджетного законодательства, выразившиеся в нецелевом использовании бюджетных ассигнований на общую сумму 1 636 224,78 руб., направленных на оплату денежных обязательств в целях, не соответствующих целям, определенным законом о республиканском бюджете, а именно, произведены за счет средств, запланированных на содержание автомобильных дорог, следующие расходы:
1. по договору от 19 февраля 2021 г. № на подготовку межевого и технического планов автомобильной дороги, не включенной в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения и не закрепленной на праве оперативного управления за ГКУ «Бурятрегионавтодор», которые необходимо было осуществлять за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных на строительство автомобильной дороги;
2. по договорам от 06 декабря 2021 г. №, от 25 ноября 2021 г. №, от 05 октября 2021 г. №, от 07 октября 2021 г. №, от 15 ноября 2021 г. № на оказание услуг по приемочному обследованию после завершения работ по реконструкции, капитальному ремонту, ремонту на участках автомобильных дорог, которые необходимо было осуществлять за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных на реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт автомобильных дорог;
3. по договорам от 09 января 2020 г. №, от 18 декабря 2020 г. № на охрану металлических мостовых конструкций, числящихся в составе материалов учреждения и не являющихся частями автомобильных дорог, которые необходимо было осуществлять за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных на текущее содержание Учреждения;
4. по договору от 04 июня 2020 г. № на выполнение работ и услуг в отношении буксирного катера «Дорожный 5», числящегося в составе основных средств Учреждения, не использующегося в качестве элемента паромной переправы и, соответственно не являющегося технологической частью автомобильной дороги, которые необходимо было осуществлять за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных на текущее содержание Учреждения.
Таким образом, ГКУ «Бурятрегионавтодор» допустило нецелевое использование бюджетных средств, направив их на оплату денежных обязательств в целях, не соответствующих целям, определенным законом о республиканском бюджете, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении; копиями акта аудита эффективности (экономности и результативности) расходования бюджетных ассигнований республиканского бюджета (дорожный фонд) на реализацию основного мероприятия «Комплекс работ по поддержанию и восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автодорог и искусственных сооружений на них» по направлению - содержание автодорог от 21 апреля 2022 г., договоров на выполнение работ и оказания услуг, технических заданий, платежных поручений и иными доказательствами, получившими надлежащую оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах судебные инстанции пришли к верному выводу о виновности ГКУ «Бурятрегионавтодор» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.
Какие-либо противоречия, которые могли бы поставить под сомнение выводы судебных инстанций о виновности ГКУ «Бурятрегионавтодор» в совершении вмененного правонарушения, в материалах дела отсутствуют.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Анализ представленных в материалы данного дела об административном правонарушении доказательств позволяет прийти к выводу о том, что ГКУ «Бурятрегионавтодор» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но не предприняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы жалобы об ошибочности выводов судебных инстанций о нецелевом использовании бюджетных средств, аналогичны доводам, которые были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях ГКУ «Бурятрегионавтодор» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.
Утверждение заявителя о неправомерности привлечения Учреждения к административной ответственности со ссылкой на то, что денежные средства были доведены до ГКУ «Бурятрегионавтодор» в пределах бюджетной сметы по коду бюджетной классификации «содержание автомобильных дорог», нельзя признать состоятельным, поскольку установлено, что оплаченные за счет средств республиканского дорожного фонда денежные обязательства к данному виду работ не относились, при этом законами о республиканском бюджете утверждены расходы на реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт автомобильных дорог, текущее содержание ГКУ «Бурятрегионавтодор» по соответствующим кодам бюджетной классификации.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и толкованием судами положений, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, основанием для отмены обжалуемых актов не является.
Постановление по делу об административном правонарушении является мотивированным, и соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Жалоба на постановление рассмотрена судьей районного суда в соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ, доводы жалобы, имеющие правовое значение, получили надлежащую оценку.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно, наказание назначено с соблюдением положений ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
Постановление мирового судьи судебного участка № 2 Железнодорожного района г. Улан-Удэ от 17 июня 2022 г. и решение судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 13 июля 2022 г., вынесенные в отношении ГКУ «Бурятрегионавтодор» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу исполняющего обязанности руководителя ГКУ «Бурятрегионавтодор» Петрова И.Ф. – без удовлетворения.
Судья Д.В. Недорезов