УИД 52RS0005-01-2022-001088-22
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-6610/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
27 сентября 2022 года город Самара
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Волынчук Н.В., рассмотрев жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области ФИО1 на вступившее в законную силу решение судьи Кировского областного суда от 13 июля 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела снабжения общества с ограниченной ответственностью «Молот-Оружие» ФИО2,
установила:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области ФИО1 от 12 января 2022 года №.№ (далее также – постановление должностного лица), оставленным без изменения решением судьи Вятскополянского районного суда Кировской области от 5 мая 2022 года, начальник отдела снабжения общества с ограниченной ответственностью «Молот-Оружие» (далее также – ООО «Молот - Оружие», общество) ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Кировского областного суда от 13 июля 2022 года вышеуказанные акты отменены, производство по делу в отношении ФИО2 прекращено на основании пункта 9 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области ФИО1 просит отменить решение судьи Кировского областного суда от 13 июля 2022 года.
Исходя из положений статей 30.16, 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и разъяснений, содержащихся в абзаце пятом пункта 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», рассмотрение жалоб и протестов на вступившие в законную силу постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях не требует проведения судебного заседания, поскольку это не предусмотрено названным кодексом. В связи с этим оснований для удовлетворения заявленного в просительной части настоящей жалобы ходатайства о проведении судебного разбирательства в отсутствие представителя административного органа не имеется.
ФИО2, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче вышеуказанной жалобы на указанный выше акт, возражений не представила.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы прихожу к следующим выводам.
Частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи.
Из дела следует, что постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области ФИО1 от 12 января 2022 года №.№ начальник отдела снабжения ООО «Молот - Оружие» ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа.
С выводами должностного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области согласился судья Вятскополняеского районного суда Кировской области в решении от 5 мая 2022 года.
Решением судьи Кировского областного суда от 13 июля 2022 года вышеуказанные акты отменены, производство по делу в отношении ФИО2 прекращено на основании пункта 9 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статье 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
В силу положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Порядок подачи жалоб, принесения протестов на постановления (решения) по делам об административных правонарушениях и пересмотра таких постановлений (решений) установлен главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Подача жалоб, принесение протестов на не вступившие в законную силу постановления (решения) по делам об административных правонарушениях осуществляются в соответствии с положениями статей 30.1 - 30.3, 30.9, 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 названного Кодекса в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
Из материалов дела усматривается, что жалоба на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 12 января 2022 года №.№ рассмотрена 5 мая 2022 года судьей Вятскополянского районного суда Кировской области с вынесением соответствующего решения.
Между тем, Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области, должностным лицом которого вынесено постановление о привлечении ФИО2 к административной ответственности по части 1 статьи 14.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, расположено по адресу: г. Нижний Новгород, площадь Горького, д. 6.
Указанный адрес относится к юрисдикции Нижегородского районного суда г. Нижний Новгород.
Таким образом, жалоба на постановление должностного лица рассмотрена судьей Вятскополянского районного суда Кировской области с нарушением правил подсудности.
Разъяснения, приведенные в абзаце втором пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», к рассматриваемой ситуации не применимы.
В данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении нарушен. Допущенное процессуальное нарушение носит существенный характер.
Согласно правовой позиции, приведенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2007 года № 623-О-П и от 15 января 2009 года № 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.
Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
При таких обстоятельствах, решение судьи Вятскополянского районного суда Кировской области от 5 мая 2022 года и решение судьи Кировского областного суда от 13 июля 2022 года нельзя признать законными.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены вступившего в законную силу постановления или решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения этого лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
Указанная правовая позиция корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями пункта 1 статьи 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Вместе с тем Конвенция о защите прав человека и основных свобод устанавливает в пункте 2 статьи 4 Протокола № 7 (в редакции Протокола № 11), что право не привлекаться повторно к суду или повторному наказанию не препятствует повторному рассмотрению дела в соответствии с законом соответствующего государства, если имеются сведения о новых или вновь открывшихся обстоятельствах или если в ходе предыдущего разбирательства было допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения лица, в отношении которого производство по делу прекращено, по настоящему делу истек, решением судьи Кировского областного суда от 13 июля 2022 года производство по делу в отношении ФИО2 прекращено, решение судьи Вятскополянского районного суда Кировской области от 5 мая 2022 года и решение судьи Кировского областного суда от 13 июля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела снабжения общества с ограниченной ответственностью «Молот-Оружие» ФИО2, подлежат отмене. Кроме того, постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 12 января 2022 года №.№ подлежит отмене, поскольку иное означало бы ухудшение положения лица, в отношении которого производство по делу прекращено.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам заявителя, решение судьи Кировского областного суда от 13 июля 2022 года ссылок на истечение срока давности привлечения ФИО2 к административной ответственности на момент вынесения постановления от 12 января 2022 года не содержит.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области ФИО1 удовлетворить частично.
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 12 января 2022 года №.№, решение судьи Вятскополянского районного суда Кировской области от 5 мая 2022 года, решение судьи Кировского областного суда от 13 июля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела снабжения общества с ограниченной ответственностью «Молот-Оружие» ФИО2, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья Н.В. Волынчук
Решение28.09.2022