ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-662/2022 от 04.02.2022 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

№16-662/2022 (№16-7695/2021)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Челябинск 04 февраля 2022 года

Заместитель председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Савельева Л.А., рассмотрев жалобу <данные изъяты> Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры ФИО1 на вступившие в законную силу постановление судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 28 сентября 2021 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21 октября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <данные изъяты> департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры ФИО1,

установил:

постановлением судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 28 сентября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21 октября 2021 года, <данные изъяты> департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе, поданной на вступившие в законную силу решения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник ФИО1 просит отменить постановление и судебные акты, считая их незаконными.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно п. 2 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.

Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации или нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами) уполномоченных ими соответственно федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления. Указанные нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями.

В соответствии с п. 3 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ при предоставлении субсидий, указанных в пунктах 2 и 4 настоящей статьи, обязательными условиями их предоставления, включаемыми в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и (или) в нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие порядок их предоставления, и договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по данным договорам (соглашениям), являются согласие получателей субсидий и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат получателей субсидий, на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий и запрет приобретения за счет средств, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат получателей субсидий, иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также иных операций в случаях, определенных нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации, регулирующими порядок предоставления субсидий.

Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 05.10.2018 N 343-п утверждена Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Поддержка занятости населения".

Ответственным исполнителем Государственной программы определен Департамент труда и занятости населения ХМАО - Югры.

Согласно "Порядка предоставления субсидии социально ориентированным некоммерческим организациям из бюджета ХМАО - Югры на финансовое обеспечение затрат, связанных с реализацией мероприятий по предоставлению общественно полезной услуги по организации ярмарок вакансий и учебных рабочих мест" Приложение 26 к Постановлению Правительства ХМАО - Югры от 05.10.2018 N 343-п (далее- Порядок), субсидию предоставляет Департамент труда и занятости населения ХМАО - Югры, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на соответствующий финансовый год и плановый период.

В соответствии с п. 3.2 Раздела III "Условия и порядок предоставления субсидии" Порядка субсидия предоставляется на основании Соглашения. Соглашение, в том числе дополнительное соглашение к нему, предусматривающее внесение изменений, дополнений или дополнительное соглашение о расторжении Соглашения, заключается в соответствии с типовой формой, утвержденной Департаментом финансов автономного округа, между Департаментом и Получателем субсидии.

Соглашение предусматривает согласие Получателя субсидии, а также лиц, получающих средства на основании договоров, заключенных с Получателем субсидии (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), на осуществление в отношении них Департаментом и органом государственного финансового контроля автономного округа проверки за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидии (п. 3.3 Раздела III Порядка).

Согласно Положению о Департаменте труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденному постановлением Правительства автономного округа от 27.07.2012 N 265-п "О Департаменте труда и занятости Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" Департамент труда и занятости населения ХМАО - Югры является исполнительным органом государственной, власти автономного округа, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики, нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг в сфере труда, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы и урегулирования коллективных трудовых споров, содействия занятости населения и защиты от безработицы, региональному государственному контролю (надзору) в области содействия занятости населения.

Из материалов дела следует, что ФИО1, являясь должностным лицом - <данные изъяты> Департамента труда и занятости населения ХМАО - Югры, и главным распорядителем бюджетных средств, 21 января 2021 года, находясь на рабочем месте по адресу: <...>, допустил нарушение требований п. 3 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ при предоставлении субсидии юридическому лицу - <данные изъяты>), а именно:

21 января 2021 года между Департаментом труда и занятости населения ХМАО - Югры и <данные изъяты>" заключено Соглашение № <данные изъяты> о предоставлении из бюджета ХМАО - Югры субсидии, предусмотренной Государственной программой ХМАО - Югры "Поддержка занятости населения" (утв. Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 05.10.2018 N 343-п), некоммерческой организации, не являющейся государственным учреждением.

В нарушение п. 3 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ, Соглашение от от 21.01.2021 № <данные изъяты> не содержит обязательное условие предоставления субсидий - согласие лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по соглашениям о предоставлении субсидии, на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий.

Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью представленных в дело доказательств, которым должностным лицом и судьями при рассмотрении дела дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Довод жалобы о неверном определении даты правонарушения являлся предметом проверки нижестоящих судебных инстанций, был обоснованно отклонен по мотивам, приведенным в соответствующих актах.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Принимая обжалуемые акты, судебные инстанции пришли к обоснованным выводам о том, что директор департамента труда и занятости населения ХМАО-Югры ФИО1, являясь ответственным должностным лицом, допустил заключение договора на предоставление субсидии из местного бюджета, при этом установленные в соответствии с бюджетным законодательством и муниципальным правовым актом условия при заключении данного договора и предоставлении субсидии соблюдены не были, и указанные выводы в полной мере подтверждены представленными в дело доказательствами. Действия ФИО1 квалифицированы по части 1 статьи 15.5.5 КоАП РФ правильно.

Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судебными инстанциями норм законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.

Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.

Доводы жалобы об отсутствии оснований к составлению протокола об административном правонарушении ввиду того, что в акте проверки нет прямого указание на нарушение статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ, не является основанием для признания протокола недопустимым доказательством и отмены обжалуемых актов, поскольку вывод о нарушении ФИО1 сделан судьей районного суда по результатам анализа всех, представленных в материалах дела, доказательств.

Протокол об административном правонарушении в отношении ФИО1 составлен уполномоченным должностным лицом в присутствии ФИО1, в протоколе об административном правонарушении отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. Копия протокола об административном правонарушении была вручена ФИО1 в установленном порядке.

Довод жалобы о том, что должностное лицо, составившее протокол вышло за пределы полномочий, сославшись на данные, обнаруженные за пределами периода проверки, подлежит отклонению, поскольку сроки для составления протокола об административном правонарушении не являются пресекательными, таким образом, составление протокола спустя 5 месяцев после проведенной проверки не является существенным процессуальным нарушением, влекущим отмену обжалуемых судебных актов.

Дело рассмотрено судьей районного суда с соблюдением процедуры, установленной главой 29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановление о назначении ФИО1 административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено судьей районного суда в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В постановлении судьи районного суда по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании. Выводы судьи, изложенные в постановлении, мотивированы.

При назначении ФИО1 административного наказания требования статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены.

Вопреки доводам жалобы, оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным, равно как и для прекращения производства по делу на основании статьи 2.9 КоАП РФ не имеется. Само по себе отсутствие вреда, равно как и совершение действий, направленных на заключение дополнительного соглашения от 28.05.2021 года к Соглашению от 21.01.2021 года, не является основанием для отнесения данного деяния к малозначительным.

Судья окружного суда, рассмотрев жалобу на постановление судьи районного суда, проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынес законное и обоснованное решение. Всем доводам жалобы ФИО1 дана надлежащая правовая оценка.

Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых решений, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 КоАП РФ,

постановил:

постановление судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 28 сентября 2021 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21 октября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <данные изъяты> департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры ФИО1, оставить без изменения, жалобу <данные изъяты> Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры ФИО1 – без удовлетворения.

Заместитель председателя

Седьмого кассационного суда

общей юрисдикции Л.А. Савельева