ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-6672/2022
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Кемерово 29 сентября 2022г.
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Безденежных Д.А., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 3 г.Черногорска Республики Хакасия от 28 февраля 2022г., решение судьи Черногорского городского суда Республики Хакасия от 26 апреля 2022г., вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 3 г.Черногорска Республики Хакасия от 28 февраля 2022г., оставленным без изменения решением судьи Черногорского городского суда Республики Хакасия от 26 апреля 2022г., начальник отдела благоустройства Администрации г.Черногорска ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.5.59 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
В жалобе ФИО1 просит постановление и решение отменить, производство по делу прекратить, приводя доводы о незаконности обжалуемых актов.
Потерпевший ФИО4, уведомленный в соответствии с требованиями ч.2 ст.30.15 КоАП РФ о подаче жалобы, в установленный срок возражения не представил.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии со ст.5.59 КоАП РФ, нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона № 59-ФЗ обращением гражданина признаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
При этом пунктами 2, 3 данной статьи установлено, что предложением признается рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества; заявлением - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.
В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона № 59-ФЗ гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Федерального закона.
В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам (ч. 4 ст. 8 Федерального закона № 59-ФЗ).
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 59-ФЗ).
В пунктах 1,4 ч. 1 ст. 10 названного Федерального закона закреплено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Федерального закона.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи.
Из материалов дела следует, что 26 ноября 2021г. в прокуратуру города Черногорска Республики Хакасия поступило обращение ФИО6 по вопросу нарушения правил благоустройства жителем города Черногорска ФИО5, проживающим по адресу: Республика Хакасия, г. Черногорец, <адрес>. В обращении было указано, что ФИО5 подкармливает собак костями животных, в результате чего на принадлежащем ему земельном участке и окрестностях образовалась свалка останков животных. Кроме того, также было указано на проживание данного гражданина в антисанитарных условиях и отсутствие мер со стороны опеки в отношении ФИО5, который ранее привлекался Администрацией города Черногорская к административной ответственности в виде штрафа в размере 500 руб.
30 ноября 2021г. данное обращение было перенаправлено прокурором города Черногорска Республики Хакасия в Администрацию города Черногорска.
Указанное обращение передано для подготовки ответа начальнику отдела благоустройства Администрации города Черногорска ФИО1, являющегося муниципальным служащим.
Согласно п.п. 6, 7, 13 раздела 2 должностной инструкции начальника отдела благоустройства Администрации города Черногорска начальник отдела благоустройства курирует вопросы благоустройства и содержания территории города, озеленения города; осуществляет и организовывает контроль за соблюдением правил благоустройства; рассматривает, организует и контролирует объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений граждан и юридических лиц в соответствии с действующим законодательством, нормативными правовыми актами и подготавливает обоснованные ответы на поставленные в обращениях вопросы.
8 декабря 2021г. Администрацией города Черногорска обращение ФИО4 перенаправлено в адрес государственного казенного учреждения Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения» в связи с тем, что данный вопрос затрагивает права лица, находящегося под опекой.
Также 8 декабря 2021г. Администрацией города Черногорска был дан ответ ФИО4, подготовленный ФИО1, о перенаправлении его обращения в государственное казенное учреждение Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения».
При этом в нарушение п.п. 1, 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 59-ФЗ данный документ не содержит ответ на указание ФИО4 в обращении о наличии свалки останков животных.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором города Черногорска Республики Хакасия возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ в отношении ФИО1, которому вменено в вину то, что обращение ФИО4 по существу не рассмотрено и не обосновано, при отсутствии достоверных сведений о недееспособности ФИО5 было перенаправлено в государственное казенное учреждение Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения». В ходе проведенной проверки сведения о недееспособности ФИО5 не подтвердились.
Данные обстоятельства подтверждаются постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, копией обращения ФИО4 от 26 ноября 2021 года, ответом прокурору города Черногорска Республики Хакасия от 8 декабря 2021 года, ответом ФИО4 от 8 декабря 2021 года и иными материалами дела.
Перечисленным доказательствам, в совокупности с иными материалами дела, мировой судья дал правильную оценку и обоснованно признал должностное лицо ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.5.59 КоАП РФ.
Доводы жалобы являются несостоятельными. В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, в силу ст.26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Факт нарушения должностным лицом ФИО1 установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, при рассмотрении обращения ФИО4, подтверждаются совокупностью перечисленных выше доказательств, которые получили надлежащую оценку на предмет допустимости, относимости, достоверности и достаточности, по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, поэтому выводы о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ст.5.59 КоАП РФ являются верными.
Приведенные доводы жалобы ФИО1 об отсутствии в его действиях состава административного правонарушении, поскольку вопросы, приведенные в обращении ФИО4, не входят в компетенцию администрации г.Черногорска, аналогичны доводам, которые являлись предметом судебной проверки и обоснованно отвергнуты по мотивам, изложенным в постановлениях. Оснований не согласиться с выводами предыдущих судебных инстанций не имеется.
Доводы о том, что заявитель не обладает организационно-распорядительными, административно-хозяйственными функциями и полномочиями, не является субъектом правонарушения, опровергается должностной инструкцией начальника отдела благоустройства Администрации города Черногорска, содержание которой приведено выше.
Ссылка в жалобе на судебную практику по другим делам не свидетельствует о нарушении судебными интенциями единообразия в толковании и применении норм права с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела.
Доводы жалобы об истечении срока давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения настоящего дела подлежат отклонению как необоснованные.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, составляет три месяца со дня совершения правонарушения.
Как усматривается из материалов дела, административное правонарушение совершено ФИО1 8 декабря 2021г., тогда как постановление мировым судьей вынесено 28 февраля 2022г., то есть в пределах установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ трехмесячного срока давности привлечения к административной ответственности.
Постановление по делу об административном правонарушении соответствует требованиям ч.1 ст. 29.10 КоАП РФ.
Жалоба на постановление рассмотрена судьей городского суда в порядке, предусмотренном ст. 30.6 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену или изменение оспариваемого постановления и решения не установлено, неустранимые сомнения в виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения отсутствуют.
Таким образом, оснований для удовлетворения жалобы и отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка № 3 г.Черногорска Республики Хакасия от 28 февраля 2022г., решение судьи Черногорского городского суда Республики Хакасия от 26 апреля 2022г., вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья: Д.А. Безденежных