ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-6695/2022 ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Кемерово 13 сентября 2022г.
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Норд империал» Бакланова Александра Владимировича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 3 Кировского судебного района г. Томска от 23 мая 2022г. и решение судьи Кировского районного суда г. Томска от 22 июля 2022г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Норд империал» (далее – ООО «Норд империал», общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Кировского судебного района г. Томска от 23 мая 2022г., оставленным без изменения решением судьи Кировского районного суда г. Томска от 22 июля 2022г., ООО «Норд империал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа 100000 рублей.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель ООО «Норд империал» настаивает на отмене судебных решений, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 ст. 20.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.50 КоАП РФ.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 21 декабря 1994г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994г. N 68-ФЗ) единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Согласно ч. 3 ст. 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994г. N 68-ФЗ постоянно действующими органами управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на соответствующем уровне единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Органами повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются, в частности на объектовом уровне - подразделения организаций, обеспечивающие их деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях ( п «д» ч.4 ст. 4.1).
Порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяется Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003г. № 794 (далее – Положение № 794).
В указанном Положении содержатся аналогичные нормам Федерального закона от 21 декабря 1994г. N 68-ФЗ нормы об органах управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В частности, предусмотрено, что постоянно действующими органами управления единой системы являются на объектовом уровне структурные подразделения организаций, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления (п. 10 Положения № 794).
Как следует из материалов дела, основанием привлечения ООО «Норд империал» к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ послужили выводы мирового судьи о том, что по результатам плановой выездной проверки общества, проведенной по решению заместителя начальника ГУ МЧС России по Томской области от 17 февраля 2022г. № 6-чс, 15 марта 2022г. выявлено, что в нарушение п. 10 Положения № 794 в Положении об отделе охраны труда, промышленной и пожарной безопасности, утвержденном генеральным директором ООО «Норд империал» 3 августа 2016г. (далее - Положение об отделе охраны труда), не определены компетенция и полномочия указанного подразделения.
С выводами мирового судьи согласился судья районного суда.
С выводами судебных инстанций нет оснований согласиться.
Из материалов дела следует, что к выводу о несоблюдении ООО «Норд империал» условий п. 10 Положения № 794 судебные инстанции пришли на том основании, что в Положении об отделе охраны труда обществом не определен порядок деятельности (функционирования) подразделения в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.
Доводы жалобы защитника о том, что п. 10 Положения № 794 не предусматривает таких требований, отвергнуты судами со ссылкой на пояснения должностного лица ГУ МЧС России по Томской области, заслушанного мировым судьей.
Между тем не согласиться с доводами защитника нет оснований, учитывая содержание п. 10 Положения № 794.
Кроме того, согласно ч.7 ст. 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994г. № 68-ФЗ порядок деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В частности п. 28 Положения № 794 определены основные мероприятия, проводимые органами управления и силами единой системы режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.
К тому же, из положений п. 25 Положения № 794 следует, что решениями руководителей организаций о введении для соответствующих органов управления и сил единой системы режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации определяется, помимо прочего, перечень конкретных мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации или организации работ по ее ликвидации и должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации, или руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации.
Из материалов плановой выездной проверки не следует, что указанные в постановлении мирового судьи факты вменялись в вину обществу как нарушения действующего законодательства. Из материалов дела также не следует, что в спорном Положении общество обязано было классифицировать полномочия (компетенцию) подразделения общества в зависимости от режимов функционирования организации.
Учитывая изложенное, положения п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ, обжалуемые судебные акты нет оснований признать законными, они подлежат отмене, производство по делу – прекращению на основании п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
жалобу генерального директора ООО «Норд империал» ФИО1 удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 3 Кировского судебного района г. Томска от 23 мая 2022г. и решение судьи Кировского районного суда г. Томска от 22 июля 2022г. отменить.
Производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Судья С.Н. Булычева