ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-6696/2022 от 20.09.2022 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-6696/2022

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Кемерово 20 сентября 2022 г.

Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев жалобу генерального директора ООО «Норд Империал» ФИО4 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 3 Кировского судебного района г. Томска от 23 мая 2022г, решение судьи Кировского районного суда г. Томска от 22 июля 2022г, вынесенные в отношении ООО «Норд Империал», по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Кировского судебного района г. Томска от 23 мая 2022г, оставленным без изменения решением судьи Кировского районного суда г. Томска от 22 июля 2022г, ООО «Норд Империал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.20.7 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

В жалобе генеральный директор ООО «Норд Империал» ФИО5. просит об отмене постановления и решения, прекращении производства по делу.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.

В силу части 2 статьи 20.7 КоАП РФ невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Из протокола по делу об административном правонарушении следует, что в период с 01.03.2022г по 15.03.2022г ГУ МЧС России по Томской области, на основании решения № 10-ГО от 17.02.2022г, проведена плановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны в отношении ООО «Норд Империал», эксплуатирующей опасные производственные объекты I и II классов опасности. По результатам проверки составлен акт от 15.03.2022г № 10-ГО. Обществом допущены следующие нарушения:

Не представлены документы, подтверждающие разработку и утверждение программ курсового обучения в области гражданской обороны с учетом особенностей деятельности организаций для работников организаций; не создана и не поддерживается в рабочем состоянии учебная материально-техническая база для подготовки работников организации в области гражданской обороны; не представлены документы о проведении объектовых тренировок, проводимых в целях обработки практических вопросов и повышения уровня знаний в области гражданской обороны руководителей, должностных лиц и работников организаций; представлено свидетельство о регистрации опасных производственных объектов от 28.01.2022 № А62-05528, в соответствии с которым ООО «Норд Империал» эксплуатирует опасные производственные объекты I и II классов опасности, при этом, не представлено документов об осуществлении сбора и обмена информацией в области гражданской обороны, в том числе сведений о прогнозируемых и возникших опасностях в военное время, контролируемым лицам, эксплуатирующим опасные производственные объекты I и II классов опасности, тем самым не выполнены мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий предусмотренные законом; Положением о подготовке населения в области гражданской обороны; Перечнем должностных лиц, проходящих обучение соответственно по дополнительным профессиональным программам и программам курсового обеспечения в области гражданской обороны в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, находящихся в ведении МЧС России, других федеральных органов исполнительной власти, в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, в том числе в учебно-методических центрах, а также на курсах гражданской обороны, утв. приказом МЧС России № 262 от 24.04.2020; Положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утв. приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687.

Изложенное явилось основанием для привлечения ООО «Норд Империал» к административной ответственности по ч.2 ст. 20.7 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, районный суд пришел к выводу об обоснованности выводов мирового судьи об установлении факта выявленных в результате проведенной проверки нарушений, которые по мнению суда подтверждены представленными в дело доказательствами.

Однако вывод судебных инстанций о доказанности всех нарушений, перечисленных в акте проверки являются преждевременными.

Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в числе прочего планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время.

Пунктами 2, 3 указанной статьи предусмотрено, что организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования и локальные системы оповещения.

Пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» предусмотрено, что в целях обеспечения организованного и планомерного осуществления мероприятий по гражданской обороне, в том числе своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших опасностях в военное время, на территории Российской Федерации организуется сбор информации в области гражданской обороны (далее - информация) и обмен ею.

Сбор и обмен информацией осуществляются федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.

Пунктом 7 названного Положения предусмотрено, что основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с подготовкой населения в области гражданской обороны, являются: развитие нормативно-методического обеспечения функционирования единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; планирование и осуществление обучения населения в области гражданской обороны; создание, оснащение и всестороннее обеспечение учебно-методических центров по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации, других организаций дополнительного профессионального образования должностных лиц и работников гражданской обороны, а также курсов гражданской обороны муниципальных образований и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне; создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы для подготовки работников организаций в области гражданской обороны; пропаганда знаний в области гражданской обороны.

Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с оповещением населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются: создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее модернизации на базе технических средств нового поколения; создание и поддержание в состоянии готовности локальных систем оповещения организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности; установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей; комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания, а также других технических средств передачи информации; сбор информации и обмен ею (п.8).

Согласно пункта 4 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением /Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 № 841, подготовка населения в области гражданской обороны осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по формам согласно приложению.

В целях организации и осуществления подготовки населения в области гражданской обороны, организации: разрабатывают с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, программы курсового обучения личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны; осуществляют курсовое обучение работников организаций в области гражданской обороны, а также личного состава формирований и служб, создаваемых в организации; создают и поддерживают в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу; разрабатывают программу проведения с работниками организации вводного инструктажа по гражданской обороне; организуют и проводят вводный инструктаж по гражданской обороне с вновь принятыми работниками организаций в течение первого месяца их работы; планируют и проводят учения и тренировки по гражданской обороне (п.5).

Судами установлено, что обществом не соблюдены требования федерального законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, в результате проведенной проверки не были представлены программа курсового обучения, отсутствовали какие-либо документы, подтверждающие комплект средств, учебно-материальной базы, не представлены документы, подтверждающие проведение тренировок по ГО, а также об осуществлении сбора и обмена информацией в области ГО.

Однако, ООО «Норд Империал» при рассмотрении дела представлены дополнительные доказательства: фото с демонстрацией СИЗ, уголка ГОЧС, счета-фактуры, товарная накладная, подтверждающие приобретение обществом мультимедиа проекта Epson EB-W29, ноутбука и экрана настенного в подтверждение того, что на момент проверки учебно-материальная база, предусмотренная действующим законодательством была сформирована. Должностным лицом вменяется обществу нарушение в указанной части в виде не создания и не поддержания в рабочем состоянии учебной материально-технической базы, в связи с чем суду следовало исследовать представленные доказательства и установить обстоятельства формирования учебной МТБ, поддержания либо не поддержания в рабочем состоянии УМТБ.

Кроме того, обществом представлен план проведения командно-штабной тренировки на объекте УППНГ 100.06.2021г, план проведения учения (тренировки) от 30.09.2021г, график проведения объектовых учений и тренировок, утвержденный 2021г, однако эти доказательства также не исследованы и оценки не получили, тогда как Обществу вменяется не представление документов о проведении объектовых тренировок, проводимых в целях практических вопросов и повышения уровня знаний в области ГО. Суду следовало выяснить обстоятельства вмененного нарушения, в случае необходимости истребовать дополнительные доказательства и дать им оценку в соответствии с нормами процессуального права.

Помимо этого, суды не исследовали обстоятельств непредставления документов об осуществлении сбора и обмена информацией в области ГО, тогда как в материалы дела представителем общества был приобщен запрос Главе Каргасокского района по информации от СМИС, (л.д.163), обществу не предложено представить дополнительные доказательства, подтверждающие их доводы относительно обмена указанной информацией при наличии об этом соответствующих доводов.

При рассмотрении жалобы на постановление о назначении административного наказания всем доводам жалобы, а также приобщенным доказательствам правовая оценка не дана. Требования п.8 ч.2 и ч.3 ст. 30.6 судом не выполнены. Объем вмененных обществу нарушений не проверен с учетом представленных дополнительных доказательств.

Указанные нарушения, допущенные при рассмотрении настоящего дела являются существенными, в связи с чем решение судьи Кировского районного суда г. Томска подлежит отмене.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Руководствуясь ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья

постановил:

жалобу генерального директора ООО «Норд Империал» ФИО6. удовлетворить частично.

Решение судьи Кировского районного суда г. Томска от 22 июля 2022г, вынесенное в отношении ООО «Норд Империал», по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 20.7 КоАП РФ – отменить.

Дело возвратить в Кировский районный суд г. Томска на новое рассмотрение.

Судья: С.Н. Михеева