ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-66/2022 от 14.01.2022 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-66/2022

(16-6700/2021)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Челябинск 14 января 2022 г.

Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанов П.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 08 июня 2021 года, решение судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 июля 2021 года и решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 августа 2021 года, вынесенные в отношении <данные изъяты> экологической службы акционерного общества «Энерго-Газ-Ноябрьск» ФИО1 (далее – ФИО1) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 08 июня 2021 года <данные изъяты>, оставленным без изменения решением судьи Ноябрьского городского суда от 16 июля 2021 года и решением судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 августа 2021 года, должностное лицо акционерного общества «Энерго-Газ-Ноябрьск» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа 40 000 рублей.

В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции ФИО1 просит отменить постановление должностного лица и судебные акты, считая их незаконными, прекратить производство по делу.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) регулируются отношения, в частности, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр.

В соответствии со статьей 9 Закона о недрах права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участками недр.

В силу части первой статьи 11 названного Закона предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Основные права и обязанности пользователя недр установлены статьей 22 Закона о недрах, в силу пункта 10 части 2 которой пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Как усматривается из материалов дела, акционерное общество «Энерго-Газ-Ноябрьск» (далее также - АО «Энерго-Газ-Ноябрьск», общество) осуществляет пользование недрами по лицензии № <данные изъяты> от 17 ноября 2005 года сроком действия до 2029 года на добычу пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения промзон ДОЦ-1, ДОЦ-2, ГКНС, КОС, ЛЭПСЭМ, СХК «Ноябрьский», расположенных в г. Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа.

Согласно раздела 5 «Права и обязанности владельца лицензии» пунктом 5.1.4. Приложения № 1 к лицензии установлено, что владелец лицензии имеет право обращаться в орган лицензирования, предоставивший лицензию, но поводу пересмотра ее условий, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была выдана.

В ходе плановой документарной и выездной проверки, проведенной на основании распоряжений Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) № 98-р от 08 апреля 2021 года, № 122-р от 28 апреля 2021 года в период с 15 апреля 2021 года по 20 мая 2021 года в отношении АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» установлены нарушения обществом требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, в том числе в части пользования недрами, в нарушение пункта 5.1.4 Приложения № 1 к лицензии на право пользования недрами <данные изъяты> от 17 ноября 2005 года, которые нашли свое отражение в акте проверки от 20 мая 2021 года № 97.

Согласно материалам дела, обществом проведена переоценка пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения СХК «Ноябрьский» в связи с производственной необходимостью по увеличении водоотбора на среднегодовую потребность в количестве 386 м3/год (0,386 м3/сутки). Запасы утверждены протоколом № 1573 от 17 июня 2020 года Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО.

Решением комиссии по данному протоколу (п.3.5) пользователю недр АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» рекомендовано, в том числе направить в ДПРР ЯНАО заявку и пакет документов для внесения изменений и дополнений в лицензию. Протокол ТКЗ по ЯНАО от 23 октября 2013 года № 39/13 по запасам полезных ископаемых, в части утверждения запасов подземных вод на участке СКХ «Ноябрьский» утратил силу.

Для водозаборного участка ЗАО «Недра» в 2010 году был разработан проект зоны санитарной охраны (ЗСО) с указанием границ I пояса (строгого режима) ЗСО водозаборного участка, II пояс ЗСО и III пояс ЗСО, который был утвержден приказом Департаментом природно-ресурсного регулирования ЯНАО от 02 марта 2011 года № 185 и получено санитарно- эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора по ЯНАО в г.Ноябрьске от 17 февраля 2011 года о соответствии проектной документации требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Протоколом экспертной комиссии по вопросам проведения государственной экспертизы полезных ископаемых и подземных вод от 17 июля 2020 года № 1573 был произведен предварительный расчет ЗСО, согласно которому границы I пояса ЗСО предлагалось оставить прежними, границу II пояса ЗСО предлагалось установить в радиусе 52 м от центра водозабора, границу III пояса ЗСО - в радиусе 349 м от центра водозабора.

Указанные обстоятельства существенно отличаются от тех условий, при которых обществу была выдана лицензия на право пользования недрами.

Общество обязано откорректировать, согласовать и переутвердить в установленном порядке проект ЗСО и проект водозабора в соответствии с протоколом экспертной комиссии по вопросам проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод от 17 июля 2020 года № 1573.

Согласно информации, представленной в составе сопроводительного письма от 25 мая 2021 года АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» направило в ДПРР по ЯНАО заявление о необходимости внесения изменений и дополнений в лицензию <данные изъяты> от 17 ноября 2005 года в связи с переутверждением запасов пресных подземных вод объекта промзоны автономного водозаборного участка СКХ «Ноябрьский» АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» в остальной части (внесение дополнения № 2 от 13 июня 2013 года), заявок в адрес ДПРР по ЯНАО не направляло.

Действия лиц, осуществляющих добычу подземных вод (использование водозаборных скважин) с нарушением требований, предусмотренных лицензией, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Приказом общества № <данные изъяты> от <данные изъяты> года на должность <данные изъяты> экологической службы АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» с 01 октября 2014 года назначена ФИО1, на которую пункт 2.1 должностной инструкцией возложена обязанность разработка и внедрение мероприятий, направленных на выполнение требований экологического законодательства по соблюдению стандартов и нормативов в области окружающей среды т.д..

ФИО1 привлечена к административной ответственности на основании части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за то, что он, являясь <данные изъяты> экологической службы АО «Энерго-Газ-Ноябрьск», ответственным за соблюдение требований законодательства в области охраны окружающей среды на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, допустила пользование обществом недрами (добыча подземных вод) с нарушением условий, предусмотренных лицензией, что выразилось в осуществлении деятельности по добыче пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения промзон ГКНС, КОС, ЛЭПСЭМ, СХК «Ноябрьский», с нарушением пункта 5.1.4 Приложения № 1 к лицензии на право пользование недрами.

Фактические обстоятельства вменяемого обществу административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении № 03/4- 270/2021 от 01июня 2021 года, актом проверки № 97 от 20 мая 2021 года, копией лицензии на право пользования недрами <данные изъяты> от 17 ноября 2005 года и иными доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 указанного Кодекса установлены наличие события административного правонарушения, должностное лицо, допустившее пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что общество пользовалось недрами с нарушением условий, установленных выданной ему лицензией.

Действия должностного лица квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, регулирующего отношения недропользования.

Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки в ходе производства по делу, своего подтверждения не нашли, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в обжалуемых актах, и не ставят под сомнение наличие в деянии ФИО1 состава вмененного административного правонарушения.

Несогласие заявителя с оценкой собранных доказательств и установленных в ходе производства по делу обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,

постановил:

постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 08 июня 2021 года, решение судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 июля 2021 года и решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 августа 2021 года, оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Судья

Седьмого кассационного суда

общей юрисдикции П.В. Степанов