ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16 - 6724 / 2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Загороднов О.В., рассмотрев жалобу директора Государственного автономного учреждения Самарской области «Центр спортивной подготовки спортивных сборных команд Самарской области» ФИО1 (далее – директор Центра спортподготовки Самарской области, Учреждения) на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 5 - мирового судьи судебного участка № 6 Железнодорожного судебного района г. Самары от 13 сентября 2019 г. и решение судьи Железнодорожного районного суда г. Самары Самарской области от 19 ноября 2019 г., вынесенные в отношении Центра спортподготовки Самарской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном стаей 7.35. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
установил:
решением судьи Железнодорожного районного суда г. Самары от 19 ноября 2019 г. оставлено без изменения постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 5 - мирового судьи судебного участка № 6 Железнодорожного судебного района г. Самары Самарской области от 13 сентября 2019 г. (с учетом определения об исправлении описки от 10 сентября 2019 г.), согласно которому Центр спортподготовки Самарской области признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.35. КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 % цены совершённой сделки - 23305,08 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, директор Центра спортподготовки Самарской области просит отменить названные судебные акты, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы директора Центра спортподготовки Самарской области позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно статьи 7.35. КоАП РФ нарушение государственным (муниципальным) унитарным предприятием или государственным (муниципальным) учреждением порядка согласования при совершении сделки по распоряжению государственным (муниципальным) имуществом - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 до 10 процентов цены совершенной сделки или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет; на юридических лиц - от 10 до 20 процентов цены совершенной сделки.
В соответствии со статьёй 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта).
Согласно пункту 2 статьи 298 ГК РФ автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества; остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено частью 6 настоящей статьи.
Как следует из Устава Государственного автономного учреждения Самарской области «Центр спортивной подготовки спортивных сборных команд Самарской области», это Учреждение является унитарной некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органа исполнительной власти Самарской области в сфере физической культуры и спорта. Учредителем и собственником имущества этого Учреждения является Самарская область, функции и полномочия учредителя от имени Самарской области осуществляет Министерство спорта Самарской области.
Из материалов дела № № 366 / 15 на размещение ПАО «Мегафон» оборудования связи на крыше названного нежилого здания. 21 ноября 2018 г. в результате проверки финансово-хозяйственной деятельности Центра спортподготовки Самарской области, проведённой Счетной палатой Самарской области, составлен акт о выявленных нарушениях в деятельности этого Учреждения, в том числе о передаче указанного имущества, без согласования с Министерством спорта Самарской области.
Указанные обстоятельства явились основанием для вынесения заместителем прокурора Железнодорожного района г. Самары 5 августа 2019 г. постановления о возбуждении в отношении Центра спортподготовки Самарской области дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.35. КоАП РФ.
Обжалуемым постановлением мирового судьи Центр спортподготовки Самарской области привлечён к административной ответственности, при этом мировым судьёй установлено исчислении срока давности привлечения этого Учреждения к указанной административной ответственности с 17 июня 2019 г. - даты рапорта прокурора об этом административном правонарушении. С этим постановлением мирового судьи согласился вышеназванный судья районного суда.
Однако, обжалуемые судебные акты признать законными не представляется возможным.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно части 1 статьи 4.5. КоАП РФ срок давности привлечения юридических лиц к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.35. названного Кодекса, составляет три месяца.
Так как допущенное Учреждением нарушение заключалось в нарушении порядка согласования при совершении сделки по распоряжению государственным имуществом, поэтому оно считается оконченным в момент заключения договора по передаче имущества в пользование без согласования с собственником – Правительством Самарской области, в лице Министерства спорта.
Следовательно, срок давности привлечения Учреждения к административной ответственности подлежит исчислению с момента подписания договора, то есть 17 апреля 2017 г., а выводы судей двух судебных инстанций об исчислении этого процессуального срока с даты отражения выявленного нарушения в рапорте вышеназванного прокурора, с 17 июня 2019 г., являются ошибочными.
Поэтому рассмотрение указанным мировым судьёй данного дела об административном правонарушении, и признание Центра спортподготовки Самарской области виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.35. КоАП РФ, за пределами указанного срока давности привлечения к административной ответственности по этой статье КоАП РФ следует признать несоответствующим Кодексу об административных правонарушениях, устанавливающему правоотношения сторон в области охраны собственности.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17. КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9., 24.5. названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные акты.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5. КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13. и 30.17. КоАП РФ, судья
постановил:
жалобу директора Государственного автономного учреждения Самарской области «Центр спортивной подготовки спортивных сборных команд Самарской области» ФИО1 удовлетворить.
Постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 5 - мирового судьи судебного участка № 6 Железнодорожного судебного района г. Самары от 13 сентября 2019 г. и решение судьи Железнодорожного районного суда г. Самары Самарской области от 19 ноября 2019 г., вынесенные в отношении Государственного автономного учреждения Самарской области «Центр спортивной подготовки спортивных сборных команд Самарской области» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.35. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья О.В. Загороднов