ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-6746/2020
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г.Кемерово 19 ноября 2020 года
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Ковалюк Л.Ю., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 7 в Балахтинском районе Красноярского края от 23 ноября 2019 года и решение судьи Балахтинского районного суда Красноярского края от 17 марта 2020 года, вынесенные в отношении ведущего специалиста-эксперта Территориального отдела Управления Ропотребнадзора по Красноярскому краю в Балахтинском районе ФИО1 (далее – ФИО1) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 7 в Балахтинском районе Красноярского края от 23 ноября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Балахтинского районного суда Красноярского края от 17 марта 2020 года, ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в кассационный суд, ФИО1 просит постановление и решение отменить, указывает, что в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения, поскольку не установлен умысел на совершение правонарушения; действия по внесению в ФГИС «Единый реестр проверок» персональных данных проверяемого лица совершены по неосторожности.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.13.11 КоАП РФ обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ст.3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее – Федеральный закон № 152-ФЗ) персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных; распространение персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц.
В соответствии с ч.2 ст.5 названного Закона обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.6 Федерального закона № 152-ФЗ обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается в следующих случаях: обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей.
Согласно ч.1 ст.13.3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в целях обеспечения учета проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проверок (за исключением внеплановых проверок, проводимых в соответствии с пунктом 1.1 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, в том числе в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, продлении срока действия лицензии), а также их результатов создается единый реестр проверок. Единый реестр проверок является федеральной государственной информационной системой. Оператором единого реестра проверок является Генеральная прокуратура Российской Федерации.
Правила, устанавливающие порядок формирования и ведения единого реестра проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации, утверждены постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415 "О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок".
Согласно пп. «в», «д» п.1 приложения 1 к указанным Правилам информация о плановых и внеплановых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (за исключением внеплановых проверок, проводимых в соответствии с пунктом 1.1 части 2 статьи 10 указанного Федерального закона, в том числе в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, продлении срока действия лицензии), об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений включает в себя информацию
в) о лице, в отношении которого проводится проверка, содержащую: наименование юридического лица или фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) индивидуального предпринимателя, в отношении которого проводится проверка; государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и идентификационный номер налогоплательщика; место нахождения юридического лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), в отношении которого проводится проверка; место фактического осуществления деятельности индивидуального предпринимателя, в отношении которого проводится проверка;
д) о результатах проверки, содержащую: сведения об ознакомлении или отказе от ознакомления с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи.
Согласно п.10 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415, ведение единого реестра проверок, внесение в него соответствующей информации и ее предоставление осуществляются с учетом требований законодательства о государственной и иной охраняемой законом тайне, а также с учетом требований законодательства о персональных данных.
Из обстоятельств дела следует, что 28 августа 2019 года ФИО1, являясь ведущим специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Ропотребнадзора по Красноярскому краю в Балахтинском районе, осуществляющим функции федерального государственного надзора в сфере защиты прав потребителей, наделенным полномочиями по внесению сведений в ФГИС «ЕРП», внесла в реестровую карточку проверки № в отношении индивидуального предпринимателя ФИО4 ФГИС «ЕРП» в раздел «Сведения об ознакомлении или отказе ознакомления с актом КНМ» сведения об адресе регистрации индивидуального предпринимателя по месту жительства, являющиеся персональными данными.
Изложенные обстоятельства подтверждаются постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 10.10.2019, актом проверки от 18.09.2019, реестровой карточкой проверки №, должностным регламентом ФИО1, приказом о должностных лицах Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю, полномоченных на внесение данных в ФГИС «ЕРП».
Действия ФИО1 квалифицированы по ч.1 ст.13.11 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства о персональных данных.
Факт совершения вмененного правонарушения подтвержден совокупностью вышеперечисленных доказательств и сомнений не вызывает. Доказательства оценены по правилам ст.26.11 КоАП РФ с точки зрения их допустимости, относимости, достоверности и полноты.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены. На основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В целом доводы жалобы, поданной в кассационный суд, являлись предметом проверки судебных инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.13.11 КоАП РФ, может быть совершено как с прямым, так и с косвенным умыслом.
ФИО2 в силу возложенных на нее должностных обязанностей должна знать действующее законодательство в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, порядок формирования и ведения единого реестра проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, законодательство о персональных данных. Внесение в ФГИС «ЕРП» данных, являющихся персональными данными проверяемого лица – индивидуального предпринимателя, внесение которых законодательством не предусмотрено, свидетельствует о наличии в действиях ФИО1 вины в форме умысла. Доводы жалобы об обратном направлены на переоценку доказательств, оснований для которой не имеется.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Наказание ФИО1 назначено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновной, в минимальном размере санкции ч.1 ст.13.11 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могут повлечь изменение или отмену постановления, решения, не установлено, в связи с чем жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка № 7 в Балахтинском районе Красноярского края от 23 ноября 2019 года и решение судьи Балахтинского районного суда Красноярского края от 17 марта 2020 года, вынесенные в отношении ведущего специалиста-эксперта Территориального отдела Управления Ропотребнадзора по Красноярскому краю в Балахтинском районе ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья Л.Ю. Ковалюк