ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-6753/2021 от 24.09.2021 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-6753/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

24 сентября 2021 года город Самара

Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Волынчук Н.В., рассмотрев жалобу Нефедова Александра Валентиновича на вступившее в законную силу решение судьи Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 30 декабря 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении руководителя Департамента капитального строительства и архитектуры администрации г.о. Новокуйбышевск Нефедова Александра Валентиновича,

установила:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 19 августа 2020 года № 063/04/7.32.5-533/2020 должностное лицо - руководитель Департамента капитального строительства и архитектуры администрации г.о. Новокуйбышевск Нефедов А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Определением судьи Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 8 декабря 2020 года удовлетворено ходатайство Нефедова А.В. о восстановлении пропущенного срока обжалования постановления от 19 августа 2020 года.

Решением судьи Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 30 декабря 2020 года вышеуказанное постановление должностного лица оставлено без изменения.

Определением судьи Самарского областного суда от 15 апреля 2021 года Нефедову А.В. отказано в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы на решение судьи Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 30 декабря 2020 года.

В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Нефедов А.В. просит отменить решение судьи Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 30 декабря 2020 года, которым постановление должностного лица от 19 августа 2020 года оставлено без изменения.

Общество с ограниченной ответственностью «РегионКомплексСтрой», извещенное в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о принесении вышеназванной жалобы, возражений не представило.

Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Нефедова А.В. к административной ответственности) нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Из материалов дела усматривается, что прокуратурой г. Новокуйбышевска Самарской области проведена проверка соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в части своевременной оплаты заказчиками обязательств по исполненным государственным и муниципальным контрактам в администрации г.о. Новокуйбышевск (Национальный проект «Жилье и городская среда»).

В ходе указанной проверки было установлено, что между администрацией г.о. Новокуйбышевск и ООО «Элит – Строй НСК» заключен муниципальный контракт от 21 октября 2019 года № 262 на выполнение работ по устройству пешеходной дорожки от ул. Молодежная в сквере «Слава труду», стоимость которого составила 152 104,37 рубля.

В соответствии с пунктом 3.1 указанного муниципального контракта оплата выполненных работ производится в течение 30 дней с даты подписания заказчиком документов о приемке выполненных работ на основании счета и (или) счета-фактуры, акта выполненных работ по форме № КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат формы № КС-3 по безналичному расчету путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика.

На основании справки о стоимости выполненных работ и затрат формы № КС-3, акта выполненных работ по форме № КС-2, счета-фактуры 31 октября 2019 года заказчиком подписаны документы о приемке выполненных работ.

Таким образом, оплату выполненных работ по муниципальному контракту необходимо было произвести не позднее 30 ноября 2019 года.

Оплата принятых работ по муниципальному контракту от 21 октября 2019 года № 262 в полном объеме произведена 13 декабря 2019 года.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения должностным лицом административного органа руководителя Департамента капитального строительства и архитектуры администрации г.о. Новокуйбышевск Нефедова А.В. к административной ответственности по части 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С таким решением согласился судья городского суда, оставив постановление должностного лица от 19 августа 2020 года без изменения.

Между тем, должностным лицом и судьей городского суда не учтено следующее.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

При обжаловании постановления должностного лица Нефедов А.В., не отрицая установленные по делу обстоятельства, заявлял в том числе о том, что несвоевременная оплата по контракту от 21 октября 2019 года № 262 произошла по вине третьих лиц, при этом им были приняты все зависящие от него меры по недопущению данного нарушения.

Указанные доводы надлежащим образом судьей Новокуйбышевского городского суда Самарской области не проверены, должная правовая оценка им в решении от 30 декабря 2020 года не дана.

Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Из материалов дела следует, что пунктом 2.1 муниципального контракта от 21 октября 2019 года № 262 установлено, что цена муниципального контракта оплачивается заказчиком за счет средств бюджета г.о. Новокуйбышевск в рамках пункта 2.1 «Благоустройство общественных территорий г.о. Новокуйбышевск» муниципальной программы «Формирование комфортной городской среды на 2018-2022 годы», утвержденной Постановлением администрации г.о. Новокуйбышевск.

Между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (далее также министерство) и администрацией г.о. Новокуйбышевск (далее также муниципальное образование) 5 апреля 2019 года было заключено соглашение № 36713000-1-2019-001 о предоставлении в 2019 году субсидий из бюджета Самарской области бюджетам муниципальных образований Самарской области на финансовое обеспечение мероприятий по реализации муниципальной программы по формированию современной городской среды.

Согласно пункту 3.2 указанного соглашения субсидия предоставляется при выполнении следующих условий: а) наличие правового акта администрации г.о. Новокуйбышевск об утверждении в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации перечня мероприятий, в целях которых предоставляется субсидия; б) наличие в бюджете г.о. Новокуйбышевск бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия; в) наличие документов, подтверждающих фактически осуществленные расходы бюджета г.о. Новокуйбышевск.

Документы, подтверждающие выполнение условий предоставления субсидии, предусмотренных подпунктами «а» и «б» пункта 3.2 соглашения предоставляются муниципальным образованием в территориальный орган Федерального казначейства однократно (пункт 3.2.1 соглашения).

Министерство в лице Федерального казначейства осуществляет перечисление субсидии из бюджета Самарской области в бюджет г.о. Новокуйбышевск не позднее 2-го рабочего дня, следующего за днем предоставления в Управление Федерального казначейства по Самарской области в установленном Федеральным казначейством порядке платежных документов (пункт 3.3.1 соглашения).

Постановлением Правительства Самарской области от 1 ноября 2017 года № 688 утверждена государственная программа Самарской области «Формирование комфортной городской среды на 2018 - 2024 годы».

Приложением 4 к указанному постановлению определен Порядок предоставления и расходования субсидий из областного бюджета, в том числе формируемых за счет планируемых к поступлению в областной бюджет средств федерального бюджета, на поддержку муниципальных программ по формированию комфортной городской среды (далее также Порядок предоставления и расходования субсидий).

Согласно пункту 13 Порядка предоставления и расходования субсидий (в редакции, действующей с января 2020 года) перечисление субсидии осуществляется при предоставлении муниципальным образованием в министерство следующих документов: копий договоров (муниципальных контрактов) с подрядными организациями на выполнение работ (услуг) по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов и (или) общественных территорий, планируемых к софинансированию за счет субсидии; копии положительного заключения экспертизы о достоверности определения сметной стоимости работ по благоустройству дворовых и общественных территорий; выписки из решения представительного органа местного самоуправления муниципального образования о местном бюджете, подтверждающей наличие расходного обязательства и бюджетных ассигнований на софинансирование мероприятий, направленных на комплексное благоустройство территории муниципального образования; платежного документа, подтверждающего соблюдение доли софинансирования из местного бюджета в размере, пропорциональном перечисляемой министерством части субсидии, до фактического перечисления субсидии бюджету муниципального образования; документов, подтверждающих фактическое выполнение мероприятий по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов и общественных территорий (актов приемки выполненных работ по форме КС-2, справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, счетов-фактур и накладных, а также иных подтверждающих документов).

На момент обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Нефедова А.В. к административной ответственности, пункт 13 Порядка предоставления и расходования субсидий был изложен в иной редакции, согласно которой при представлении муниципальным образованием в министерство заявки на выделение субсидии к заявке необходимо было приложить следующие документы в виде сметной документации (дефектной ведомости или ведомости объемов, сметного расчета), подтверждающей обоснованность видов, объемов и стоимости работ по благоустройству территорий; копий договоров (муниципальных контрактов) с подрядными организациями на выполнение работ (услуг) по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов и (или) общественных территорий, планируемых к софинансированию за счет субсидии; копий протоколов по результатам проведения процедур размещения заказа на определение исполнителя работ (услуг) по благоустройству планируемого к софинансированию за счет субсидии объекта благоустройства (при условии осуществления закупки работ (услуг) по благоустройству в соответствии с законодательством Российской Федерации о закупках); выписки из решения представительного органа местного самоуправления муниципального образования о местном бюджете, подтверждающей наличие расходного обязательства и бюджетных ассигнований на софинансирование мероприятий, направленных на комплексное благоустройство территории муниципального образования; платежного документа, подтверждающего соблюдение доли софинансирования из местного бюджета в размере, пропорциональном перечисляемой министерством части субсидии, до фактического перечисления субсидии бюджету муниципального образования; документов, подтверждающих фактическое выполнение мероприятий по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов и общественных территорий (актов приемки выполненных работ по форме КС-2, справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, счетов-фактур и накладных, а также иных подтверждающих документов).

Как указывалось выше, документы о приемке выполненных работ подписаны заказчиком 31 октября 2019 года.

Из материалов дела следует, что заявка на предоставление субсидии и комплект документов направлены муниципальным образованием 13 ноября 2019 года (исх. № 11080) и поступили в министерство 14 ноября 2019 года.

Субсидия министерством не была своевременно предоставлена ввиду отсутствия среди представленных документов положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости работ на объекты благоустройства по муниципальному контракту со ссылкой на пункт 13 Порядка предоставления и расходования субсидий, о чем указано в пояснении, приложенном к ответу министерства от 28 декабря 2019 года в адрес заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (л.д. 145-146).

Положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости работ на объекты благоустройства по муниципальному контракту от 21 октября 2019 года № 262 направлено муниципальным образованием в адрес министерства 4 декабря 2019 года (л.д. 159), после чего (12 декабря 2019 года) министерством перечислены денежные средства (л.д. 144). 13 декабря 2019 года денежные средства по оплате выполненных работ получены исполнителем муниципального контракта (л.д. 115).

Привлекая руководителя Департамента капитального строительства и архитектуры администрации г.о. Новокуйбышевск Нефедова А.В. к административной ответственности по указанной выше норме, должностное лицо и судья городского суда пришли к выводу, что к задержке осуществления перевода денежных средств по оплате выполненных работ по муниципальному контракту привели действия муниципального образования, которым совместно с заявкой на получение субсидии представлен не полный комплект документов.

Между тем, на момент подачи муниципальным образованием заявки в Министерство (14 ноября 2019 года) требование о предоставлении положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости работ на объекты благоустройства по муниципальному контракту в пункте 13 Порядка предоставления и расходования субсидий отсутствовало, такая обязанность возникла с принятием постановления Правительства Самарской области от 17 января 2020 года № 15, вступившего в силу со дня официального опубликования – 17 января 2020 года.

На 14 ноября 2019 года для подтверждения обоснованности видов, объемов и стоимости работ по благоустройству территорий необходимо было предоставить сметную документацию (дефектную ведомость или ведомость объемов, сметного расчета), что и было направлено в министерство с заявкой от 13 ноября 2019 года № 11080 (л.д. 36-38).

При изложенных обстоятельствах нельзя признать обоснованными выводы должностного лица и судьи городского суда о наличии в деянии руководителя Департамента капитального строительства и архитектуры администрации г.о. Новокуйбышевск Нефедова А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На указанные обстоятельства указывалось заявителем при рассмотрении дела в городском суде, однако надлежащая правовая оценка данным доводам не дана.

Таким образом, дело об административном правонарушении рассмотрено с нарушением требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

Учитывая изложенное, постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 19 августа 2020 года № 063/04/7.32.5-533/2020, решение судьи Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 30 декабря 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении руководителя Департамента капитального строительства и архитектуры администрации г.о. Новокуйбышевск Нефедова А.В., подлежат отмене.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием в деянии Нефедова А.В. состава вменяемого административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановила:

Жалобу Нефедова Александра Валентиновича удовлетворить.

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 19 августа 2020 года № 063/04/7.32.5-533/2020, решение судьи Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 30 декабря 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении руководителя Департамента капитального строительства и архитектуры администрации г.о. Новокуйбышевск Нефедова Александра Валентиновича, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Н.В. Волынчук

Решение28.09.2021