ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-6773/2020
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Кемерово 16 ноября 2020 г.
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Безденежных Д.А., рассмотрев жалобу защитника Румянской О.Н., действующей на основании доверенности в интересах Федерального государственного казенного учреждения «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России), на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 114 в Центральном районе в г. Омске от 21 ноября 2019г., решение судьи Центрального районного суда г. Омска от 30 января 2020г., вынесенные в отношении ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 114 в Центральном районе в г. Омске от 21 ноября 2019г., оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г. Омска от 30 января 2020г., ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
В жалобе защитник Румянская О.Н., просит постановление и решение отменить, производство по делу прекратить, указывая на то, что: протокол об административном правонарушении составлен в отсутствии надлежащего извещения законного представителя юридического лица о дате его составления; событие правонарушения в действиях учреждения отсутствует, так как собственник имущества закрепил на праве оперативного управления объект культурного наследия за военным комиссариатом Омской области, регистрация указанного права на имущественное право не влияет.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Согласно ч.1 ст.1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
По смыслу статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется, а постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении выносится с участием физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Частью 4.1 ст.28.2 КоАП РФ предусмотрено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
Согласно абз. 3,4 ответа на вопрос N 8 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2009 года, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 25.11.2009, системный анализ положений ст. 25.4 и ст. 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) законного представителя юридического лица о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ.
КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.
Согласно материалов дела, протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом в отношении ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России 18 октября 2019 г. в отсутствие законного представителя юридического лица или его защитника (л.д.4-6 ).
При этом данные, свидетельствующие о надлежащем извещении лица, привлекаемого к административной ответственности о том, что составление протокола об административном правонарушении состоится 18 октября 2019 г., отсутствуют.
С выводами судьи районного суда о том, что учреждение было надлежащим образом извещено посредством направления соответствующего уведомления электронной почтой, по адресу sibtuio_por@mil.ru нельзя признать обоснованными.
Согласно доводов жалобы, этот адрес является адресом личной электронной почты сотрудника Учреждения, официальный электронный адрес ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России, размещенный на бланках учреждения, tuio_deloprsib@mil.ru.
Указанные доводы жалобы о наличии одного официального электронного адреса, отсутствие иных, закрепленных за учреждением, судом фактически не опровергнуты.
Ссылка суда на расширение @mil.ru несостоятельна, поскольку принадлежность данного домена учреждению также не установлена.
Сведений, подтверждающих надлежащее извещение ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России о составлении 18 октября 2019 г. протокола об административном правонарушении иным способом, в материалах дела нет.
Указанное несоблюдение процессуальных требований, предъявляемых ст.28.2 КоАП РФ к порядку составления протокола об административном правонарушении, повлекло нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность принятых по делу решений.
КоАП РФ не предусматривает возможности устранить указанные нарушения путем возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, на стадии рассмотрения жалобы на вступившие в законную силу судебные акты, принятые по делу.
Согласно ч.1, 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с п.4 ч.2 ст.30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов, при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение, принимается постановление об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу.
При таких обстоятельствах, постановление мирового судьи судебного участка № 114 в Центральном районе в г. Омске от 21 ноября 2019г., решение судьи Центрального районного суда г. Омска от 30 января 2020г., вынесенные в отношении ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ, подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу судебные постановления.
Руководствуясь ст.ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
жалобу защитника Румянской О.Н. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 114 в Центральном районе в г. Омске от 21 ноября 2019г., решение судьи Центрального районного суда г. Омска от 30 января 2020г., вынесенные в отношении ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ, отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ.
Судья: Д.А. Безденежных