ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-6788/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Кемерово 8 октября 2021 г.
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Недорезов Д.В., рассмотрев жалобу защитника открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Смелого С.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 2 Кяхтинского района Республики Бурятия от 12 мая 2021 г. и решение судьи Кяхтинского районного суда республики Бурятия от 7 июля 2021 г., вынесенные в отношении открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Кяхтинского района Республики Бурятия от 12 мая 2021 г., оставленным без изменения решением судьи Кяхтинского районного суда республики Бурятия от 7 июля 2021 г., ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 3000 рублей.
В жалобе защитник ОАО «РЖД» Смелый С.В. просит принятые по делу акты отменить, считая их незаконными, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Статьей 19.7 КоАП РФ (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения данного дела об административном правонарушении) предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, статьей 8.32.1, частью 1 статьи 8.49, частью 5 статьи 14.5, частью 4 статьи 14.28, частью 1 статьи 14.46.2, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.7.13, 19.7.14, 19.8, 19.8.3 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза предварительная информация - сведения в электронном виде о товарах, предполагаемых к перемещению через таможенную границу Союза, транспортных средствах международной перевозки, перевозящих такие товары, времени и месте прибытия товаров на таможенную территорию Союза, пассажирах, прибывающих на таможенную территорию Союза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза целью представления предварительной информации является получение таможенными органами сведений о товарах, планируемых к перемещению через таможенную границу Союза, для оценки рисков и принятия предварительных решений о выборе объектов, форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, до прибытия товаров на таможенную территорию Союза. Предварительная информация используется таможенными органами для ускорения совершения таможенных операций и оптимизации проведения таможенного контроля.
Согласно подпункту 1 пункта 2 и пункту 3 статьи 11 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в обязательном порядке предоставляется предварительная информация в составе, необходимом таможенным органам для оценки рисков и принятия предварительных решений о выборе объектов, форм и мер таможенного контроля.
Пунктом 17 статьи 11 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза установлено, что состав предварительной информации, структура и формат такой информации, порядок и сроки представления предварительной информации, в том числе предварительной информации, представляемой в виде электронного документа, порядок формирования и использования предварительной информации в виде электронного документа, лица, которые обязаны либо вправе представлять таможенным органам предварительную информацию, определяются Комиссией в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, и целей использования таможенным органом такой предварительной информации.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии № 57 от 17 апреля 2018 г. утвержден Порядок предоставления предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на территорию Евразийского экономического союза железнодорожным транспортом, который определят состав предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза железнодорожным транспортом, лиц, которые обязаны или вправе представлять такую информацию, сроки её представления, а также случаи, когда предварительная информация может не представляться.
Пунктом 2 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии № 57 от 17 апреля 2018 г. установлено, что перевозчик, осуществляющий прием товаров на таможенной границе Союза для последующей перевозки, обязан представить предварительную информацию в объеме сведений, предусмотренных пунктом 5 настоящего Порядка. От имени перевозчика предварительная информация может быть представлена лицом, действующим по его поручению.
Согласно пункту 4 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии № 57 от 17 апреля 2018 г., предварительная информация представляется не позднее чем за 2 часа до ввоза товаров на таможенную территорию Союза. В случае если время перевозки товаров железнодорожным транспортом с момента убытия железнодорожного состава с железнодорожной станции сопредельной железной дороги до ввоза на таможенную территорию Союза составляет менее 2 часов, предварительная информация представляется до фактического убытия железнодорожного состава с такой станции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 88 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию Союза путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 89 настоящего Кодекса, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, либо путем представления документа, содержащего сведения о номере регистрации предварительной информации, представленной в виде электронного документа.
В силу части 1 статьи 85 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» при прибытии товаров в Российскую Федерацию с территории государства, не являющегося членом Союза, совершаются таможенные операции, предусмотренные статьей 88 Кодекса Союза.
Как следует из материалов дела, ОАО «РЖД», являясь перевозчиком, в нарушение пункта 4 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии № 57 от 17 апреля 2018 г. несвоевременно – 24 февраля 2021 г. в 06 час. 12 мин. местного времени, предоставило в таможенный орган предварительную информацию в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского Экономического Союза железнодорожным транспортом в составе поезда № 1069 индекс 9370/667/9369, прибывшего 24 февраля 2021 г. в 05 час. 50 мин. местного времени на железнодорожный пункт пропуска Наушки, расположенный по ул. Вокзальная, 28 в п. Наушки Кяхтинского района Республики Бурятия.
Таким образом, ОАО «РЖД» совершило административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.7 КоАП РФ.
Факт имевшего место события административного правонарушения и виновность ОАО «РЖД» подтверждаются: протоколом об административном правонарушении, копиями передаточной ведомости от 24 февраля 2021 г., журнала регистрации приема и сдачи поездов и данными из программы КПС «Таможенный контроль в железнодорожном пункте пропуска» о получении предварительной информации, ответом начальника ж/д станции Наушки на запрос начальника таможенного поста ЖДПП Наушки, объяснениями ФИО4, ФИО5 и иными доказательствами, получившими надлежащую оценку по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Требования статьи 24.1 КАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Материалы дела позволяют прийти к выводу о том, что ОАО «РЖД» не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых КоАП РФ установлена административная ответственность.
Доводы заявителя об отсутствии в действиях ОАО «РЖД» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ, являются несостоятельными в силу следующего.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» таможенное регулирование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами Российской Федерации, включая Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, и актами, составляющими право Союза, а также в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ, отношения в области таможенного дела в Российской Федерации регулируются международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, а также Договором о Союзе и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 ноября 2019 г. № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза», решения постоянно действующего регулирующего органа Союза - Евразийской экономической комиссии, принятые в рамках её полномочий, признаются актами, регулирующими таможенные правоотношения в Российской Федерации как государстве-участнике Союза, на основании статей 6, 18 и 32 Договора.
В силу указанных положений, судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что Таможенный кодекс Евразийского экономического союза и Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии № 57 от 17 апреля 2018 г. относятся к актам, составляющим право Союза, и регулируют в Российской Федерации отношения в области таможенного дела, в том числе, в части представления предварительной информации.
Таким образом, вмененное ОАО «РЖД» правонарушение, выразившееся в несвоевременном предоставлении таможенному органу предварительной информации, предусмотренной пунктом 5 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии № 57 от 17 апреля 2018 г., в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского Экономического Союза железнодорожным транспортом, обоснованно квалифицированы должностным лицом и судом по статье 19.7 КоАП РФ, как несвоевременное представление в государственный орган, осуществляющий государственный контроль (надзор), сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности.
Вопреки доводам жалобы оснований для переквалификации действий ОАО «РЖД» на иную норму КоАП РФ не усматривается.
Доводы жалобы о том, что Монголия не является государством-членом договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, не освобождали ОАО «РЖД», как перевозчика, от выполнения требований Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии № 57 от 17 апреля 2018 г.
Исходя из оценки конкретных обстоятельств данного дела объективных оснований признать совершенное ОАО «РЖД» административное правонарушение малозначительным в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ не усматривается.
Доводы настоящей жалобы установленные обстоятельства и выводы о виновности ОАО «РЖД» в совершении указанного административного правонарушения не опровергают.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых актов не является.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно, наказание назначено с соблюдением положений статьи 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, в пределах санкции статьи 19.7 КоАП РФ.
Обжалуемые акты являются мотивированными, вынесены с соблюдением положений статьи 29.10 КоАП РФ.
Жалоба на постановление рассмотрена судьей районного суда в соответствии с требованиями, установленными статьей 30.6 КоАП РФ, доводы жалобы, имеющие правовое значение, получили надлежащую оценку.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Ходатайство защитника о рассмотрении настоящей жалобы с его участием в судебном заседании с использованием видеоконференцсвязи, удовлетворению не подлежит, так как рассмотрение надзорных жалоб и протестов на вступившие в законную силу постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях не требует проведения судебного заседания, поскольку это не предусмотрено КоАП РФ (п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.17 и 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
Постановление мирового судьи судебного участка № 2 Кяхтинского района Республики Бурятия от 12 мая 2021 г. и решение судьи Кяхтинского районного суда республики Бурятия от 7 июля 2021 г., вынесенные в отношении открытого акционерного общества «Российские железные дороги» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу защитника открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Смелого С.В. – без удовлетворения.
Судья . Д.В. Недорезов