ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-6830/2021 от 02.09.2022 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

№П16-5105/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

<адрес> 2 сентября 2022 года

Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Борс Х.З., рассмотрев жалобу Индивидуального предпринимателя ФИО1 на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка Центрального судебного района <адрес> городского округа Симферополя) от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Центрального районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка Центрального судебного района <адрес> городского округа Симферополя) от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, индивидуальный предприниматель ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание назначено в виде административного штрафа в размере 5000 (пяти тысяч) рублей с конфискацией обувного товара в количестве 7012 единиц.

В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, ИП ФИО1 просит судебные акты отменить, полагая их незаконными и необоснованными, производство по делу прекратить, мотивируя тем, что при составлении протокола об административном правонарушении и иных материалов не был рассмотрен вопрос, о том, что между ИП ФИО1 и ООО «Оператор-ЦРТП, которое является единственным обществом, имеющим право на внесение маркировки, в том числе обувных товаров, ДД.ММ.ГГГГ заключен договор на оказание услуг по предоставлению кодов маркировки участнику оборота обувных товаров, то есть указанный договор заключен до того момента, как Роспотребнадзор вышел для проведения проверки. Во исполнение условий договора были поданы заявки в установленной договором форме на необходимое количестве идентификаторов, после получения которых они были нанесены на коробки, а также товарные ярлыки обувных товаров. По доводу главного специалиста-эксперта отдела защиты прав потребителей Межрегионального управления Роспотребнадзора по <адрес> о том, что ИП ФИО1, как лицо, осуществляющее торговую деятельность по реализации обувных товаров, обязан был принять все необходимые меры, чтобы реализуемая продукция соответствовала обязательным требованиям, предъявляемым к ней, обращает внимание на то, что при сканировании Data Matrix, сгенерированных на остатке обувных товаров в поле «Производитель» отображается участник оборота товаров, который получал коды маркировки на данный товар и вводил их в оборот. ИП ФИО1 также ссылался на подпункт «б» пункта 34 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров», которым предусмотрено, что для обувных товаров, находящихся в обороте до даты начала обязательного нанесения средств идентификации на потребительскую упаковку, или на товары, или на товарный ярлык обувных товаров, по которым у заявителя нет возможности указать сведения, предусмотренные подпунктом «а» настоящего пункта: идентификационный номер налогоплательщика заявителя; вид обуви (мужская, женская, детская); первые 2 знака кода товарной номенклатуры; способ ввода обувных товаров в оборот (ввезены в Российскую Федерацию, произведены в Российской Федерации). Так, при описании остатков по упрощенной схеме вносятся сведения о заявителе, т.е. организации, которая осуществляла заказ контрольных марок и ввод в оборот продукции. С учетом того, что это были остатки обуви, а не ввезенный товар оператором в графе «Производитель» и был указан ИП ФИО1, как заявитель. Все сведения по остаткам обуви были внесены в систему до ДД.ММ.ГГГГ, что следует из сведений в ГИС МТ «Честный Знак». Учитывая, что со выполнены все необходимые требования законодательства, соответственно, на момент проведения проверки, в наличии на руках у ИП ФИО1 не было договора, заключенного с оператором на внесение данных сведений, Роспотребнадзор посчитал, что его действия подпадают под признаки вменяемого правонарушения.

Изучив доводы жалобы во взаимосвязи с материалами дела об административном правонарушении, судья кассационного суда приходит к следующему.

На основании части 2 статьи 30.16 указанного Кодекса, в интересах законности, судья полагает необходимым проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.

В соответствии с частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ИП ФИО1 к административной ответственности) продажа товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае если, такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а также хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта, за исключением продукции, указанной в части 4 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностное лицо в размере от пяти тысяч рублей до десяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

Отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав, регулирует Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав потребителей».

В силу ч.1 ст. 8 вышеназванного Закона потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Статьей 10 этого же Закона установлена обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

При этом информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством Российской Федерации; цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы; гарантийный срок, если он установлен; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг); информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению; адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера; информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона; информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги); указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.

Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

Указанная выше информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.

Обязательная маркировка обувных товаров установлена Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ-р и принята с целью снижения оборота контрафактной продукции, которым установлен перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. К таким товарам отнесены и обувные товары.

При этом в силу положений п. 7 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» одной из целей маркировки товаров средствами идентификации является охрана жизни и здоровья человека.

Обязательные требования к продукции легкой промышленности в целях защиты жизни и здоровья человека, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение пользователей (потребителей) продукции устанавливает технический регламент Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности», принятый решением Комиссии Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ (далее – ТР ).

В соответствии с частями 1-3 ст. 9 ТР маркировка продукции должна быть достоверной, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Маркировку наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию, или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции.

Маркировка должна содержать следующую обязательную информацию: наименование продукции; наименование страны-изготовителя; наименование изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица; юридический адрес изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица; размер изделия; состав сырья; товарный знак (при наличии); единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза; гарантийные обязательства изготовителя (при необходимости); дату изготовления; номер партии продукции (при необходимости).

Для обуви дополнительная информация должна содержать: модель и (или) артикул изделия; вид материала, использованного для изготовления верха, подкладки и низа обуви; инструкцию по уходу за обувью (при необходимости).

Маркировка и информация должна быть представлена на русском языке или государственном языке государства - члена Таможенного союза, на территории которого данное изделие производится и реализуется потребителю.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров (далее - Правила).

Так, в силу п.6 указанных Правил на территории Российской Федерации ввод в оборот обувных товаров без нанесения на них средств идентификации и передачи в информационную систему мониторинга сведений о маркировке обувных товаров средствами идентификации, а также оборот и вывод из оборота обувных товаров, не маркированных средствами идентификации, допускается до ДД.ММ.ГГГГ, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами «е» и «ж» пункта 2 настоящего постановления.

Согласно п.2 Правил «обувные товары» - продукция, включенная в товарную группу «Обувь» с кодами товарной номенклатуры 6401 - 6405, а также в группу товаров, соответствующую кодам Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности: 15.20.11, 15.20.12, 15.20.13, 15.20.14, 15.20.21, 15.20.29, 15.20.31, 15.20.32 и 32.30.12, в которую включены различные типы обуви (в том числе галоши) независимо от ее фасона и размера, конкретного назначения, способа производства или материалов, из которых она изготовлена.

Под маркированными обувными товарами в силу того же пункта Правил понимаются обувные товары, на которые нанесены средства идентификации с соблюдением требований настоящих Правил и достоверные сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации и (или) материальных носителях, содержащих средства идентификации обувных товаров) содержатся в информационной системе мониторинга.

Подпунктом «е» пункта 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что при наличии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ нереализованных обувных товаров, введенных в оборот до ДД.ММ.ГГГГ, в срок до ДД.ММ.ГГГГ осуществляют их маркировку средствами идентификации и представляют сведения о маркировке таких обувных товаров средствами идентификации в информационную систему мониторинга в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением.

В соответствии с п. 3 Правил обувные товары подлежат обязательной маркировке средствами идентификации обувных товаров: а) при производстве обувных товаров на территории Российской Федерации - до их отгрузки с территории производителя, на которой происходит производство обувных товаров; б) при производстве обувных товаров за пределами таможенной территории Евразийского экономического союза - до их помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта; в) при ввозе в Российскую Федерацию обувных товаров, приобретенных в рамках трансграничной торговли на таможенной территории Евразийского экономического союза, - до пересечения государственной границы Российской Федерации; г) в процессе оборота обувных товаров - при утрате средств идентификации обувных товаров или их повреждении, делающем невозможной идентификацию обувных товаров, либо при вводе в оборот обувных товаров, ранее выведенных из оборота, в том числе принятых от физических лиц в рамках договора комиссии, либо при вводе в оборот обувных товаров, находившихся в обороте до даты начала обязательной маркировки обувных товаров средствами идентификации.

Пунктом 33 Правил установлено, что регистрация обувных товаров в информационной системе мониторинга осуществляется: а) при производстве обувных товаров на территории Российской Федерации - производителем (включая обувные товары, производимые в рамках контрактного производства); б) при производстве обувных товаров за пределами территории Российской Федерации, включая обувные товары, ввозимые из государств - членов Евразийского экономического союза в рамках трансграничной торговли на таможенной территории Евразийского экономического союза, - импортером (до пересечения обувными товарами государственной границы Российской Федерации); в) в процессе оборота обувных товаров при: получении от физических лиц обувных товаров юридическими лицами и физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, в рамках договоров комиссии на территории Российской Федерации - комиссионером; возврате обувных товаров потребителем в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей - организацией розничной торговли; возврате обувных товаров, приобретенных при реализации (продаже) юридическим и физическим лицам для целей, не связанных с их последующей реализацией (продажей), в целях использования для собственных нужд, в том числе при передаче товаров в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в рамках государственных или муниципальных контрактов и Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на территории Российской Федерации, - участником оборота обувных товаров, осуществляющим ввод обувных товаров в оборот; наличии немаркированных средствами идентификации обувных товаров, находящихся в обороте на дату начала обязательного нанесения средств идентификации на потребительскую упаковку, или на товары, или на товарный ярлык обувных товаров, - участником оборота обувных товаров, осуществляющим оборот данных обувных товаров.

Согласно подпункта «б» п. 34 Правил для регистрации обувных товаров в информационной системе мониторинга заявитель представляет следующие сведения о регистрируемых обувных товарах: для обувных товаров, находящихся в обороте до даты начала обязательного нанесения средств идентификации на потребительскую упаковку, или на товары, или на товарный ярлык обувных товаров, по которым у заявителя нет возможности указать сведения, предусмотренные подпунктом «а» настоящего пункта: идентификационный номер налогоплательщика заявителя; вид обуви (мужская, женская, детская); первые 2 знака кода товарной номенклатуры; способ ввода обувных товаров в оборот (ввезены в Российскую Федерацию, произведены в Российской Федерации).

Пунктом 37 Правил предусмотрено, что средство идентификации обувных товаров наносится в виде двумерного штрихового кода на потребительскую упаковку, или на товары, или на товарный ярлык обувных товаров в соответствии с требованиями национального стандарта Российской Федерации ГОСТ 0Р ИСО/МЭК 16022-2008 «Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификация символики Data Matrix». К качеству нанесения средств идентификации обувных товаров предъявляются следующие требования: нанесение печатью с использованием метода коррекции ошибок ЕСС-200 в соответствии с требованиями национального стандарта Российской Федерации ФИО4 ИСО/МЭК 16022-2008 «Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификация символики Data Matrix»; использование ASCII кодирования на основе национального стандарта Российской Федерации ФИО4 ИСО/МЭК 16022-2008 «Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификация символики Data Matrix».

Таким образом, маркировка обувных товаров средствами идентификации должна быть на каждой паре обуви, включая все остатки. Продажа, хранение и перевозка обувных товаров без кодов идентификации запрещена. Система маркировки и отслеживаемости продукции - это единый информационный ресурс, обеспечивающий отслеживаемость продукции на всех этапах (от производителя до конечного покупателя) и ее законного оборота в целях защиты жизни и здоровья граждан Российской Федерации. Наличие цифровой маркировки на продукции свидетельствует о том, что товар произведен законно, его качество соответствует заявленному.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в 17 часов 12 минут, в помещении магазина «Чей туфля», расположенного по адресу: <адрес>/. <адрес>, где осуществляет предпринимательскую деятельность ИП ФИО1, должностным лицом Межрегионального управления Роспотребнадзора по <адрес> и городу Севастополю ФИО3 выявлена реализация обувного товара в количестве 7012 пар без необходимой, достоверной и доступной информации о товаре для потребителя, на которых отсутствовала маркировка средствами идентификации в соответствии с законодательством.

При этом часть обуви, на которой имелись цифровые коды Data Matrix, при сканировании в ГИС МТ «Честный Знак» не содержали информации, позволяющей идентифицировать данный товар.

Вина ИП ФИО1 в совершении административного правонарушения подтверждается материалами дела: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, который составлен компетентным лицом в соответствие с требованиями ст.28.2 КоАП РФ.; сообщением Крымской таможни от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Роспотребнадзора о реализации индивидуальным предпринимателем одежды и обуви без обязательной маркировки.; информацией Крымской таможни ДД.ММ.ГГГГ в адрес Роспотребнадзора об индивидуальном предпринимателе, которым осуществляется реализация товаров с отсутствием признаков цифровой маркировки; определением Межрегионального управления Роспотребнадзора по <адрес> и городу Севастополю от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении в отношении ИП ФИО1 дела об административном правонарушении по ч.2 ст. 15.12 КоАП РФ и проведении административного расследования; протоколом ареста товаров, транспортных средств, иных вещей от ДД.ММ.ГГГГ, составленного должностным лицом Роспотребнадзора в связи с выявлением им факта нарушения правил маркировки обувных товаров средствами идентификации; распиской ИП ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о принятии на хранение изъятого товара; фототаблицей к протоколу ареста товаров, транспортных средств, иных вещей от ДД.ММ.ГГГГ, на которой изображен обувной товар, не имеющий признаков маркировки, изъятый у ИП ФИО1; протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ, составленного с применение фото- и видеофиксации в помещении магазина, расположенного по адресу: <адрес>/. <адрес> в присутствии ИП ФИО1, в ходе которого установлено, что ИП ФИО1 выставлена к реализации обувная продукция без необходимой доступной и достоверной информации для потребителя; скриншотами цифровой маркировки из ГИС МТ «Честный Знак» на обувной товар, выявленный у ИП ФИО1 Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с положениями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Действия ИП ФИО1 квалифицированы в соответствии с частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса.

Совокупность исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении.

Довод заявителя о том, что Общество не может быть привлечено к административной ответственности ввиду отсутствия в его действиях состава и события административного правонарушения, суд кассационной инстанции находит не состоятельным и не подлежащим удовлетворению, так как обязанность по содержанию маркировки товаров обязательной информации в соответствии с названными выше правовыми нормами возложена, в данном случае, на ИП ФИО1, как участника оборота товаров.

Протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащего применению, не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального и процессуального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

По существу доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьей районного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Административное наказание назначено ИП ФИО1 в пределах санкции частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка Центрального судебного района <адрес> городского округа Симферополя) от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Центрального районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1, оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья Х.З. Борс