ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-683/20 от 05.03.2020 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-683/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

05 марта 2020 года город Самара

Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Кувшинов В.Е., рассмотрев жалобу защитника Гришиной Л.Ю., действующей в интересах ФИО1, на вступившие в законную силу постановление начальника отделения лицензионно-разрешительной работы по городам Чапаевску, Новокуйбышевску, Безенчукскому, Приволжскому и Хворостянскому районам Управления Росгвардии по Самарской области от 06 августа 2019 года, решение судьи Приволжского районного суда Самарской области от 26 сентября 2019 года, решение судьи Самарского областного суда от 21 ноября 2019 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением начальника отделения лицензионно-разрешительной работы по городам Чапаевску, Новокуйбышевску, Безенчукскому, Приволжскому и Хворостянскому районам Управления Росгвардии по Самарской области от 06 августа 2019 года, ФИО1 (далее – ФИО1) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Решением судьи Приволжского районного суда Самарской области от 26 сентября 2019 года постановление должностного лица изменено в части назначения наказания, ФИО1 назначено наказание в виде административного штрафа в размере 25000 рублей.

Решением судьи Самарского областного суда от 21 ноября 2019 года решение районного суда от 26 сентября 2019 года оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Гришина Л.Ю., действующая в интересах ФИО1 просит обжалуемые постановление должностного лица и судебные акты отменить, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.

Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении, доводы жалобы, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» (далее - Закон об оружии) хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.

Аналогичные требования установлены пунктом 54 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных во исполнение указанного Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации».

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 апреля 1999 года № 288 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814» утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее - Инструкция).

В силу пункта 124 Инструкции учету подлежит все оружие и патроны, имеющиеся у юридических лиц. Учет оружия или патронов ведется по нарядам, накладным, карточкам, ведомостям, актам и другим приходно-расходным документам, а также реестрам, книгам и журналам учета оружия и патронов. Допускается ведение учета на электронно-вычислительных средствах при обязательном ежедневном выводе данных на бумажные и магнитные носители с отражением каждой операции по движению оружия и патронов. Используемые для этого бланки формализованных документов должны соответствовать установленным настоящей Инструкцией формам предусмотренных реестров, книг и журналов учета.

Пунктом 125 Инструкции предусмотрено, что учетные документы юридических лиц составляются согласно требованиям по ведению делопроизводства в подразделениях лицензионно-разрешительной работы, при этом записи в реестрах, книгах и журналах учета производятся на основании подлинных и исполненных приходно-расходных документов, с указанием лицензий и разрешений, выданных органами внутренних дел. Реестры, книги и журналы учета оружия и патронов, предусмотренные в настоящей Инструкции, а также формализованные бланки для автоматизированного учета перед их использованием подлежат обязательной регистрации в подразделениях лицензионно-разрешительной работы. Порядок ведения документов внутреннего учета и обязанности лиц, ответственных за сохранность оружия и патронов в организациях и подразделениях по осуществлению ими контроля за наличием оружия, определяются приказами руководителей юридических лиц с учетом требований настоящей Инструкции.

На основании подпунктов «а» и «г» пункта 127 Инструкции, лицами, ответственными за сохранность оружия, при размещении оружия и патронов в отдельной комнате ведутся следующие учетные документы: книга приема и выдачи оружия и патронов; книга учета посещений объекта и подключений сигнализации на пульт централизованного наблюдения вневедомственной охраны при органах внутренних дел (ПЦН).

Согласно пункта 133 Инструкции юридическими лицами с особыми уставными задачами ведутся: а) книги номерного учета и персонального закрепления оружия и патронов. В подразделениях органов государственной власти, которым предоставлено право изъятия оружия, дополнительно ведутся книги наличия и движения, номерного учета изъятого оружия и патронов, а также акты приема (передачи) изъятого оружия и патронов; б) служебные документы, установленные для подразделений охраны (служб безопасности), сопровождения грузов, инкассации, а также книги номерного учета и закрепления оружия и патронов за работниками, выполняющими обязанности по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции; в) учетная документация по хранению оружия и патронов, а также по функционированию имеющихся у юридического лица стрелковых объектов; г) акты списания патронов, израсходованных на учебные и тренировочные стрельбы, проведение контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом, пристрелку оружия и проверку его боя, а также при выполнении служебных задач; д) акты приема (передачи) и рекламаций на оружие и патроны; е) планы передачи имеющегося оружия и патронов между структурными (территориальными) подразделениями, согласованные с органами внутренних дел.

В соответствии с пунктом 141 Инструкции книги учета наличия и движения, а также номерного учета и закрепления оружия являются основными документами текущего учета оружия, состоящего на балансе юридических лиц, а также полученного во временное пользование в органах внутренних дел или в других государственных военизированных организациях. В отдельных разделах данных книг допускается ведение учета специальных средств самообороны и защиты, разрешенных к использованию работниками юридических лиц, а также инструмента, расходных материалов и принадлежностей к оружию.

Пунктом 142 Инструкции предусмотрено, что в учетных документах сведения об оружии записываются с указанием его вида, типа, модели, калибра, номера, о патронах - дополнительно количество и номера партий изготовления.

Согласно пункта 143 Инструкции выдача оружия и патронов лицом, ответственным за их хранение, осуществляется работникам организации или учреждения после внесения соответствующих записей в книгу приема и выдачи оружия под роспись лица, за которым закреплено оружие.

Как усматривается из материалов дела, в период с 03 июня 2019 года по 01 июля 2019 года комиссией Управления Росгвардии по Самарской области проведена плановая выездная проверка <данные изъяты>, в ходе которой, при проверке 26 июня 2019 года в 11 часов команды по охране ЛПДС «<данные изъяты>» отряда «<данные изъяты>» «<данные изъяты>», установлено, что ФИО1, являясь начальником команды, не проконтролировал, в нарушение пункта 2.1.38 должностной инструкции , утвержденной 18 января 2019 года, внесение в книгу номерного учета и персонального закрепления оружия и патронов за работниками команды по охране ЛПДС «<данные изъяты>» отряда «<данные изъяты>» сведений о количестве закрепленных патронов, чем нарушил требования пункта 142 Инструкции по организации работы ОВД по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему па территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12 апреля 1999 года № 288.

По результатам проведенной проверки председателем комиссии Управления Росгвардии по Самарской области 01 июля 2019 года директору <данные изъяты>К. В.Л. выдано предписание об устранении выявленных нарушений, в том числе об устранении нарушения требований пункта 142 Инструкции, заключающегося в невнесении в книгу номерного учета и персонального закрепления оружия и патронов за работниками команды по охране ЛПДС «<данные изъяты>» отряда «<данные изъяты> сведений о количестве патронов, в срок до 1 августа 2019 года.

Приказом директора филиала ООО «<данные изъяты>» <данные изъяты> от 15 января 2016 года ФИО1 с 08 января 2016 года переведен с должности заместителя начальника команды по охране ЛПДС «<данные изъяты>» на должность начальника команды по охране ЛПДС «<данные изъяты>».

Приказом директора филиала <данные изъяты> от 29 мая 2019 года ответственность за сохранность оружия и патронов, ведение количественного и номерного учета оружия и патронов, ведение количественного и номерного учета оружия, количественного учета специальных средств для выполнения охранных функций на объектах и линейной части ОСТов возложена на начальников команд (отделений, групп) ведомственной охраны, в их отсутствие - на заместителей начальников команд ведомственной охраны: в команде по охране ЛПДС «<данные изъяты>» указанная ответственность возложена на начальника команды ведомственной охраны ФИО1, на заместителя начальника команды ведомственной охраны А.С.В.,

В силу положений пункта 2.1.38 должностной инструкции начальника команды по охране линейной производственно-диспетчерской станции «<данные изъяты>» отряда «<данные изъяты>» филиала ООО «<данные изъяты>» «<данные изъяты>», утвержденной 18 января 2019 года директором филиала ООО «<данные изъяты>» «<данные изъяты>», на ФИО1, как начальника команды, возложена обязанность по осуществлению количественного и номерного учета оружия и патронов к нему, специальных средств, формирования и ведения учетных дел по обороту оружия.

29 июля 2019 года старшим инспектором ОП ЦЛРР Управления Росгвардии по Самарской области Х. А.Е. в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения административного дела начальником отделения Отделение ЛРР по городам Чапаевску, Новокуйбышевску, Безенчукскому, Приволжскому и Хворостянскому районам Управления Росгвардии по Самарской области майором полиции К. Ю.А. вынесено постановление от 06 августа 2019 года о привлечении ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 20.8 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вывод судебных инстанций о наличии в деянии ФИО1, являвшегося на момент проверки начальником команды по охране ЛПДС «<данные изъяты>» отряда «<данные изъяты>» филиала ООО «<данные изъяты>» <данные изъяты>, состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций, несут административную ответственность как должностные лица.

В соответствии с положениями статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ФИО1 не исполнивший надлежащим образом свои служебные обязанности, обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.8 названного Кодекса.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Действия ФИО1 правильно квалифицированы по части 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положениями законодательства об оружии.

Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.

Довод заявителя жалобы об истечении срока давности привлечения к административной ответственности, отклоняется.

В силу части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

Согласно части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Исходя из характера нарушения (не внесение в книгу номерного учета и персонального закрепления оружия и патронов за работниками сведений о количестве закрепленных патронов), существо которого выражается в бездействии, данное нарушение является длящимся. Следовательно, поименованное нарушение может быть самостоятельно устранено хозяйствующим субъектом в любой срок до момента выявления нарушения административным органом (составления акта проверки от 01 июля 2019 года). Административный орган о наличии либо отсутствии правонарушений в области хранения и учета оружия и патронов мог узнать только в ходе проведения проверки. Постановление административного органа о привлечении должностного лица к административной ответственности вынесено 06 августа 2019 года. Следовательно, срок давности на момент привлечения должностного лица к административной ответственности не истек.

Все доводы поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях ФИО1 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из доводов жалобы, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в соответствии с санкцией части 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

постановление начальника отделения лицензионно-разрешительной работы по городам Чапаевску, Новокуйбышевску, Безенчукскому, Приволжскому и Хворостянскому районам Управления Росгвардии по Самарской области от 06 августа 2019 года, решение судьи Приволжского районного суда Самарской области от 26 сентября 2019 года, решение судьи Самарского областного суда от 21 ноября 2019 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Гришиной Л.Ю., действующей в интересах ФИО1 - без удовлетворения.

Судья В.Е. Кувшинов