ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-687/20 от 24.03.2020 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-687/20

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Владивосток 24 марта 2020 года

Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Светлова С.Е., изучив жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «ФИО7) ФИО3 на постановление и.о. заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды государственного природного заповедника «Курильский» от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Южно-Курильского районного суда Сахалинской области от 9 сентября 2019 года, решение судьи Сахалинского областного суда от 24 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенные в отношении ФИО8

у с т а н о в и л а:

постановлением и.о. заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды государственного природного заповедника «Курильский» ФИО1 от 26 июля 2019 года № 02-22\о-19, ООО ФИО9 привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей.

Решением судьи Южно-Курильского районного суда Сахалинской области от 9 сентября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Сахалинского областного суда от 24 декабря 2019 года, постановление должностного лица изменено и назначенное наказание снижено до 150 000 рублей.

Не согласившись с названным решениями, защитник ФИО10ФИО3 обратился в Девятый кассационный суд с жалобой, в которой просит отменить судебные акты, производство по делу прекратить.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.

Как следует из материалов дела, 12 июля 2019 года в 16 часов 30 минут с судна МДС «Р 88-61 СХ», незаконно зашли и находились в акватории морской охранной зоны заповедника «Курильский» плавпоботы ПБ1 ИПБ2 маломерные моторизованные плавсредства судна МДС «Р 88-61 СХ» под управлением капитана ФИО4 работника ООО «Фиш-яр». Матросы ФИО5 и ФИО6, находящиеся в подчинении у капитана судна ФИО4, осуществляли подъем на плавботы водолазов. 12 июля 2019 года с 12 часов 15 минут до 12 часов 50 минут указанные плавсредства незаконного заходили и дрейфовали в морской охранной зоне заповедника «Курильский».

Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д.6), выписками из журнала службы ПТН отделения (погз) в нп Алёхино (л.д.10,11), рапортом начальника группы МТО отделения (погз) в нп Алёхино (л.д.12-13), рапортом техника РТП отделения (погз) в нп Алёхино(л.д.14-15), которые получили надлежащую оценку в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

Довод жалобы о том, что Положение о морской охранной зоне государственного природного заповедника «Курильский», утвержденного постановлением губернатора Сахалинской области от 20 июля 1995 года № 213, предусматривающий запрет на нахождение плавучих сооружений, в редакции постановления от 29 января 1996 года № 40, не было опубликовано, не является основанием к освобождению от административной ответственности.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе охраны окружающей среды и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях. Предметы правонарушения - окружающая среда и природные ресурсы на особо охраняемых природных территориях, то есть участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, относящиеся к объектам общенационального достояния. Объективную сторону представляют нарушения установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных ресурсов представляет собой совершение действий, которые прямо запрещены соответствующими законодательными актами.

Из преамбулы к Федеральному закону от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Федеральный закон от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ) следует, что особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Они изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного пользования и для них установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Согласно статье 6 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ государственные природные заповедники относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах государственных природных заповедников природная среда сохраняется в естественном состоянии и полностью запрещается экономическая и иная деятельность, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Положение о государственном природном заповеднике утверждается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого он находится (часть 3 статьи 6 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ).

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ создание государственных природных заповедников и расширение территорий государственных природных заповедников осуществляются решениями Правительства Российской Федерации, принимаемыми по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.

Распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2008 года № 2055-р государственный природный заповедник «Курильский» включен в перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России.

Согласно пункту 3.2. приказа Минприроды России от 17 апреля 2004 года № 167 «Об утверждении Положения о федеральном государственном учреждении «Государственный природный заповедник «Курильский» на прилегающих к территориям заповедника участках земли решением Сахалинского облисполкома от 15 октября 1982 года № 361 с изменениями, внесенными решением Сахалинского областного Совета народных депутатов от 29 марта 1989года № 76, создана охранная зона площадью 41475 га и утверждено положение об охранной зоне, а вдоль границ заповедника шириной в одну милю на участках внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации Постановлением губернатора Сахалинской области от 20 июля 1995 года № 213 с последующими изменениями, внесенными Постановлением губернатора Сахалинской области от 29 января 1996 года № 40, создана морская охранная зона и утверждено положение о морской охранной зоне заповедника. В пределах сухопутной и морской охранных зон заповедника установлен ограниченный режим природопользования.

На территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике (статья 9 Федерального закона от 14 марта 1995). года № 33-ФЗ.

Пунктом 6.1. Положения о федеральном государственном учреждении «Государственный природный заповедник «Курильский», утвержденного Приказ Минприроды России от 17 февраля 2004 года № 167 (ред. от 26 марта 2009 года) на всей территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам заповедника и режиму особой охраны его территории, в том числе: промысловая, спортивная и любительская охота и лов рыбы, иные виды пользования животным миром, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением, иная деятельность, нарушающая естественное развитие природных процессов, угрожающая состоянию природных комплексов и объектов, а также не связанная с выполнением возложенных на заповедник задач.

Юридическое лицо, осуществляя свою деятельность, имело возможность ознакомиться с Положением о федеральном государственном учреждении «Государственный природный заповедник «Курильский», в котором указаны границы заповедники и запрет на любой вид деятельности.

1 июля 2019 года ФИО11 привлекалось к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поэтому о границах заповедника юридическому лицу было известно..

Собранные по делу доказательства правомерно признаны судебными инстанциями достаточными для рассмотрения дела по существу и вывода о виновности ООО «Фиш-яр» в совершении указанного административного правонарушения.

Событие и состав административного правонарушения установлены на основании совокупности доказательств, что соответствует статьям 28.1 и 26.2, 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Несогласие заявителя с выводами судов, оценкой имеющихся в деле доказательств и установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене состоявшихся по делу актов не является.

Порядок и срок давности привлечения ООО «Фиш-яр» к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах, предусмотренных санкцией статьи 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное вынесенные по настоящему делу судебные акты сомнений в своей законности не вызывают, являются правильными и оснований для их отмены или изменения не усматривается.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену названных судебных актов, не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л а:

постановление и.о. заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды государственного природного заповедника «Курильский» от 26 июля 2019 года, решение судьи Южно-Курильского районного суда Сахалинской области от 9 сентября 2019 года, решение судьи Сахалинского областного суда от 24 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенные в отношении ООО «Фиш-яр», оставить без изменения, жалобу защитника ФИО12 В.Г.- без удовлетворения.

Судья

Девятого кассационного суда

общей юрисдикции С.Е.Светлова