ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-6956/2021ПО от 30.09.2021 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16- 6956/2021 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Кемерово 30 сентября 2021г.

Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилсервис» Тумпаровой Ольги Александровны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 40 Центрального района г. Братска Иркутской области от 24 мая 2021г. и решение судьи Братского городского суда Иркутской области от 9 июля 2021г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилсервис» (далее – ООО УК «Жилсервис», общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 40 Центрального района г. Братска Иркутской области от 24 мая 2021г., оставленным без изменения решением судьи Братского городского суда Иркутской области от 9 июля 2021г., ООО УК «Жилсервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа 150000 рублей.

В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, директор общества настаивает на отмене судебных решений, приводя доводы об их незаконности.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

Частью 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований.

Согласно подп. «а» п.3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014г. N 1110 (далее - Положение о лицензировании), лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных п.п. 1 - 6.1 ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее- ЖК РФ), является соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, в частности, обеспечение готовности инженерных систем жилых домов.

Из содержания подп. «б» п.4(1) Положения о лицензировании следует, что нарушение лицензионного требования, предусмотренного подп. "а" п. 3 настоящего Положения, в части непроведения лицензиатом испытаний на прочность и плотность (гидравлических испытаний) узлов ввода и систем отопления, промывки и регулировки систем отопления, выполняемых в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения (отопление, горячее водоснабжение) в многоквартирных домах, относится к грубым нарушениям лицензионных требований.

Основанием привлечения ООО УК «Жилсервис» к административной ответственности по ч.3 с. 14.1.3 КоАП РФ послужила ненадлежащая подготовка обществом к отопительному периоду зимы 2020-2021г. многоквартирных жилых домов, управляемых ООО УК «Жилсервис», <адрес>, <адрес>, <адрес> г. Братска Иркутской области: не проведены повторные гидравлические испытания систем отопления домов после устранения недостатков систем, что относится к грубым нарушениям лицензионных требований согласно подп. «б» п. 4 (1) Положения о лицензировании.

С выводами мирового судьи о виновности ООО УК «Жилсервис» согласился городской суд.

Между тем выводы судебных инстанций вызывают сомнения, доводы жалобы заявителя о пропуске срока давности привлечения общества к административной ответственности по ч.3 ст. 14.1.3 КоАП РФ, нарушении порядка привлечения лица к административной ответственности (ст. 1.6 КоАП РФ), заслуживают внимания.

Доводы общества о пропуске срока давности, предусмотренного для данной категории дел ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ (три месяца), на день вынесения постановления мирового судьи отвергнуты судебными инстанциями на том основании, что нарушение обществом лицензионных требований является длящимся, и его обстоятельства выявлены службой государственного жилищного надзора Иркутской области (далее также служба) по итогам внеплановой документарной проверки, проведенной на основании распоряжения руководителя указанной службы от 25 февраля 2021г. № 214-ср-п, 29 марта 2021г.

Согласно ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Судебными инстанциями при рассмотрении дела не учтена правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации, изложенная в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которой невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.

Из смысла и содержания п.п. 26.1, 26.3, 2.6.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003г. N 170, следует, что целью подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации является обеспечение сроков и качества выполнения работ по обслуживанию (содержанию и ремонту) жилищного фонда, обеспечивающих нормативные требования проживания жителей и режимов функционирования инженерного оборудования в зимний период.

Сроки начала и окончания подготовки объектов к зиме должны быть определены и соблюдаться, утверждаются органом местного самоуправления с учетом завершения всех работ, в частности, в центральных районах - к 15 сентября, включая проведение пробных топок центрального отопления и печей.

Проведение гидравлических испытаний входит в подготовку жилищного фонда к зиме.

Контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления, собственники жилищного фонда и их уполномоченные и главные государственные жилищные инспекции.

Постановлением администрации муниципального образования г. Братска Иркутской области от 14 сентября 2020г. № 1756 началом отопительного периода 2020/2021г. установлена дата 16 сентября 2020г., определена очередность запуска систем отопления на территории города.

При таких обстоятельствах полагать административное правонарушение, совершенное обществом, длящимся, не имеется оснований.

Учитывая, что период проведения подготовительных работ к зиме определен нормативным актом, сроки начала отопительного сезона - муниципальным органом, а контроль за ходом работ по подготовке к зиме ответственных лиц возложен, наряду с прочими, на главные государственные жилищные инспекции, не имеется оснований полагать, что служба государственного жилищного надзора Иркутской области имела возможность выявить допущенные обществом нарушения только по итогам внеплановой документарной проверки общества.

К тому же, информация о нарушении обществом лицензионных требований поступила в службу от заместителя мэра по городскому хозяйству и строительству администрации г. Братска ФИО1 18 ноября 2020г., что в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ является достаточным поводом для возбуждения дела об административном правонарушении.

Проверка обстоятельств правонарушения была организована службой государственного жилищного надзора Иркутской области только в марте 2021г. Основанием распоряжения о проведении внеплановой проверки общества послужило обращение должностного лица администрации г.Братска Г. от 16 ноября 2020г. Однако следует учесть, что избирательность в осуществлении органом государственного контроля своих контрольных функций в данном случае не имеет правовых оснований.

Учитывая изложенное, не имеется оснований полагать судебные акты законными, они подлежат отмене, производство по делу – прекращению в силу п. 6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением на день вынесения постановления мирового судьи от 24 мая 2021г. срока давности привлечения ООО УК «Жилсервис» к административной ответственности, предусмотренной для данной категории дел.

Руководствуясь ст.ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья

постановил:

жалобу директора ООО УК «Жилсервис» ФИО2 удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 40 Центрального района г. Братска Иркутской области от 24 мая 2021г. и решение судьи Братского городского суда Иркутской области от 9 июля 2021г. отменить.

Производство по делу прекратить на основании п. 6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Судья С.Н. Булычева