ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-698/2021
(№ 16-9436/2020)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
1 марта 2021 года город Самара
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Новоженина О.Р., рассмотрев жалобу защитника ФИО1, действующего в интересах общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Чайковский» на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике от 10 февраля 2020 года, решение судьи Первомайского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 15 мая 2020 года, решение судьи Верховного суда Удмуртской Республики от 5 августа 2020 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
постановлением заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области и Удмуртской Республики от 10 февраля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Первомайского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 15 мая 2020 года, решением судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 5 августа 2020 года, общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» (далее – ООО «<данные изъяты>») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, заявитель ставит вопрос об отмене постановления должностного лица и судебных актов, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно статье 4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. При этом в силу названного закона под компонентами природной среды понимаются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
На основании статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в числе прочего, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом, федеральными законами.
Частью 4 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что при проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ, связанных с пользованием недрами, плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.
В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Как установлено частью 2 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства, реконструкции дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, и использование таких земельных участков и (или) земель для строительства, реконструкции, капитального или текущего ремонта, эксплуатации сооружений, указанных в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на основании публичного сервитута осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.
Общие требования к рекультивации земель, нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, строительстве линейных сооружений установлены ГОСТ 17.5.3.04-83 "Охрана природы, земли, общие требования к рекультивации, земель" от 30 марта 1983 года. Согласно пункту 5.3 ГОСТ 17.5.3.04-83 "Охрана природы, земли, общие требования к рекультивации, земель" перед началом строительства магистральных трубопроводов, транспортных коммуникаций и каналов должен сниматься плодородный слой почвы, храниться во временном отвале, расположенном вдоль строительной полосы в пределах, предусмотренных нормативами отвода, и использоваться для рекультивации или землевания после окончания строительных и планировочных работ.
Согласно п. 1.6 ГОСТ 17.4.3.02-85 "Охрана природы. Почвы. Требования к охране плодородного слоя почвы при производстве земляных работ" от 1 января 1987 года снятие плодородного и потенциально-плодородного слоев почвы следует производить селективно. Плодородный слой почвы должен быть использован для землевания малопродуктивных угодий и биологической рекультивации земель; потенциально-плодородный слой почвы должен быть использован в основном для биологической рекультивации земель.
Пунктом 2.4 ГОСТ 17.4.3.02-85 "Охрана природы. Почвы. Требования к охране плодородного слоя почвы при производстве земляных работ" от 1 января 1987 года показатели свойств почв, по которым устанавливают мощность снимаемого плодородного и потенциально-плодородного слоев почв, следует дифференцировать в зависимости от типов и подтипов почв различных природных зон, от условий почвообразования и других факторов, влияющих на изменение мощности почвенного профиля.
Названный стандарт применяют при составлении проектной документации и производстве работ, связанных с нарушением земель и их рекультивацией.
Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 № 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил установлено, что рекультивация земель - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.
В соответствии с пунктом 8 рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
Требования к содержанию проекта установлены пунктом 14 Правил.
При этом требования к определению норм снятия плодородного слоя почвы при производстве земляных работ для дальнейшего использования его на малопродуктивных угодьях и рекультивируемых землях установлен ГОСТ 17.5.3.05-85 «Охрана природы. Земли. Требования к определению норм снятия плодородного слоя почвы при производстве земляных работ». Данный стандарт предназначен для составления проектной документации по снятию и использованию плодородного слоя почвы в составе проектов по землеустройству, проектов на горные, строительные и другие работы, связанные с нарушением почвенного покрова.
В силу пункта 15 проект рекультивации земель, за исключением случаев подготовки проекта рекультивации в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства и случаев, предусмотренных пунктом 23 настоящих Правил, проект консервации земель до их утверждения подлежат согласованию с: а) собственником земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае, если лицо, обязанное обеспечить рекультивацию земель, консервацию земель в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, не является собственником земельного участка; б) арендатором земельного участка, землевладельцем, землепользователем в случае, если лицо, обязанное обеспечить рекультивацию земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, консервацию такого земельного участка в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, не является таким арендатором, землепользователем, землевладельцем; в) исполнительным органом государственной власти и органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лицами, указанными в пункте 3 или подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил.
Предметом согласования проекта рекультивации земель является достаточность и обоснованность предусмотренных мероприятий по рекультивации земель для достижения соответствия рекультивируемых земель требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил (пункт 17 Правил).
Уведомление о согласовании проекта рекультивации земель или об отказе в таком согласовании направляется лицу, направившему проект на согласование (пункт 18 Правил).
Снятие плодородного слоя почвы без согласованного и утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации земель является самовольным и образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, земельный участок с кадастровым номером 18:18:009001:553, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, Сарапульский район, территория МО «Девятовское», относиться к категории - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, площадь - 3629725 кв.м. Правообладателем на праве аренды № 126-1004/2019 от 10 апреля 2019 года является общество с ограниченной ответственностью «Девятово» (далее - ООО «Девятово»), срок аренды с 10 апреля 2019 года по 31 марта 2020 года.
В период с 08 июля 2019 года по 29 июля 2019 года ООО «<данные изъяты>» на части земельного участка с кадастровым номером 18:18:009001:553, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, Сарапульский район, территория муниципального образования "Девятовское", массив "Девятовский", участок № 1 при проведении работ по текущему ремонту объекта ВТД МГ «Уренгой - Центр-1» 1852-1878 км самовольное, в нарушение части 2 статьи 78 Земельного Кодекса Российской Федерации, пунктов 8, 15, 16, 18, 24, 30 Правил от 10 июля 2018 № 800 "О проведении рекультивации и консервации земель", произвело снятие и перемещение плодородного слоя почвы на площади 0,3670 га без согласованного и утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации земель.
Имеющийся в материалах дела проект рекультивации земель - ремонт участка МГ «Уренгой - Центр-1» 1852-1878 км, подготовленный вне состава проектной документации на ремонт магистрального газопровода, подлежал согласованию с арендатором земельного участка ООО «Девятово», однако в установленном порядке не согласован.
Данное нарушение выявлено 21 ноября 2019 года в 15 часов 00 минут в рамках административного расследования, возбужденного определением государственного инспектора отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике от 15 ноября 2019 года в отношении ООО «<данные изъяты>» на основании обращения директора ООО «Девятово» ФИО2 от 15 октября 2019 года, на земельном участке категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства, площадью 3 629 725 кв.м., с кадастровым номером 18:18:009001:553, расположенном по адресу: Удмуртская Республика, Сарапульский район, территория муниципального образования "Девятовское", массив "Девятовский", участок №1.
В рамках административного расследования Управлением проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером 18:18:009001:553. В ходе осмотра, установлено, что в 1,5 км на запад от д. Девятово Сарапульского района наблюдается навал грунта после ремонта трубопровода, усматривается перемешивание нижних слоев грунта с плодородным слоем почвы. Площадь навала грунта составляет 0,3670 га. Оставшаяся часть земельного участка занята многолетними травами (люцерна, клевер).
В ходе административного расследования ООО «Газпром трансгаз Чайковский» представлены документы: уведомление о производстве работ по текущему ремонту объекта ВТД МГ «Уренгой - Центр -1» 1852-1878 км, «Магистральный газопровод» «Уренгой-Центр-1», от 1851,0 км до 1934,0 км, инв. № 287, Воткинского ЛПУМГ»; соглашение о временном использовании земельного участка № 25/тр от 07 сентября 2019 года между ООО «Девятово» и ООО «Газпром трансгаз Чайковский»; акт о выполнении технического этапа рекультивации от 07 августа 2019 года, подписанные обеими сторонами; проект производства работ от 06 мая 2019 года.
Проект рекультивации на часть земельного участка с кадастровым номером 18:18:009001:553 в ходе административного расследования был представлен, однако данный проект в установленном порядке не согласован и не подписан ООО «Девятово», в установленном порядке в федеральные органы исполнительной власти не направлен.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «<данные изъяты>» постановлением должностного лица от 10 февраля 2020 года к административной ответственности по части 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства административного правонарушения подтверждаются собранными доказательствами: обращением директора ООО «Девятово» в Россельхознадзор по Кировской области и Удмуртской Республике от 15 октября 2019 года; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; протоколом об административном правонарушении; протоколом осмотра земельного участка, приложенными к нему фототаблицей, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 22 октября 2019 года, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 15 октября 2019 года № ЮЭ9965-19-94039452; договором № 126-1004/2019 от 10 апреля 2019 года аренды земельного участка с кадастровым номером 18:18:009001:553, заключенным собственниками земельного участка с ООО «Девятово»; проектом рекультивации земель участка МГ «ФИО3» 1852-1928 км, который сведений о его согласовании не содержит; проектом производства работ по ремонту участка МГ «ФИО3» 1852-1928 км по результатам ВТД; актом натурального обследования земельного участка перед началом работ от 6 июня 2019 года; актом о выполнении технического этапа рекультивации от 7 августа 2019 года; объяснениями ФИО4 от 21 ноября 2019 года и иными материалами дела, получившими оценку по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса, в том числе лицо, совершившее административное правонарушение.
Действия ООО «<данные изъяты>» квалифицированы по части 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО «<данные изъяты>» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Заявителем поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы сведений об обратном не представлено.
Доводы, изложенные в жалобе, в том числе о недоказанности обстоятельств на основании которых вынесено постановление, истечение срока давности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, являлись предметом изучения при рассмотрении настоящего дела, выводы должностного лица и судов не опровергают.
Из системного анализа приведенных выше норм, осуществленного с учетом того, что рекультивация земель направлена в том числе на предотвращение деградации земель, следует, что проект рекультивации земель должен быть составлен, согласован и утвержден в порядке, установленном Правилами, до проведения запланированных земляных работ.
В указанной связи по настоящему делу проведение обществом запланированных земляных работ, связанных с нарушением почвенного покрова на землях сельскохозяйственного назначения, допускалось только при наличии утвержденного после согласования с ООО «Девятово» проекта рекультивации земель, к реализации которого общество обязано было приступить после окончания работ.
По настоящему делу доказательств наличия утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации земель до начала проведения ООО «<данные изъяты>» на земельном участке с кадастровым номером 18:18:009001:553 земляных работ, связанных с ремонтом магистрального газопровода, не имеется, отсутствие такого проекта обществом не оспаривается. Из имеющегося в материалах дела проекта рекультивации земель участка МГ «ФИО3» 1852-1928 км следует, что он утвержден заместителем генерального директора по ремонту и капитальному строительству ООО «<данные изъяты>» 5 июля 2019 года без согласования с ООО «Девятово».
Указание в жалобе на то, что действия общества по выполнению ремонта магистрального газопровода на земельном участке с кадастровым номером 18:18:009001:553 не были самовольными, поскольку ремонтные работы осуществлялись на основании результатов внутритрубной диагностики, с целью исключения прорыва газопровода и предотвращения аварий, правового значения по настоящему делу не имеет.
Нельзя признать заслуживающим внимания довод жалобы об отсутствии доказательств снятия плодородного слоя почвы.
Факт снятия плодородного слоя почвы и перемещения подтвержден имеющимися в деле доказательствами, в числе которых утвержденный проект производства работ по ремонту участка МГ «ФИО3» 1852-1928 км по результатам ВТД. В разделе 4 «Рекультивация нарушенных земель» поименованы такие работы как снятие плодородного слоя почвы с перемещением его во временный отвал, возвращение плодородного слоя почвы на полосу рекультивации в теплое время года.
При этом как следует из акта натурального обследования земельного участка перед началом работ от 6 июня 2019 года следов снятия плодородного слоя почвы земельный участок не имел. Актом о выполнении технического этапа рекультивации от 7 августа 2019 года зафиксировано производство технической рекультивации земельного участка.
При таких обстоятельствах обоснованность вывода должностного лица и судебных инстанций о самовольном снятии и перемещении обществом плодородного слоя почвы сомнений не вызывает.
Подлежит отклонению довод жалобы об отсутствии доказательств перемешивания слоев грунта с плодородным слоем почвы.
ООО «<данные изъяты>» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающую административную ответственность за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы, а потому указание в постановлении о результатах осмотра земельного участка в частности о перемешивании нижних слоев грунта с плодородным слоем почвы, правового значения не имеет, указанные действия диспозицией приведенной нормы не охватывается.
При таких обстоятельствах ООО «<данные изъяты>» обоснованно привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований, предусмотренных статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Нарушений процессуальных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые могли бы свидетельствовать об отсутствии всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств настоящего дела, не выявлено.
Несогласие заявителя с выводами должностного лица, вынесшего обжалуемое постановление, и судебных инстанций и толкованием норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела были допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок привлечения общества к административной ответственности соблюден.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Судебные инстанции, рассмотрев жалобу на постановление, проверили дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесли законные и обоснованные решения.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике от 10 февраля 2020 года, решение судьи Первомайского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 15 мая 2020 года, решение судьи Верховного суда Удмуртской Республики от 5 августа 2020 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу ФИО5 - без удовлетворения.
Судья О.Р. Новоженина
Решение04.03.2021