ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-6999/20 от 19.11.2020 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-6999/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Саратов 19 ноября 2020 г.

Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Кишаев А.А., рассмотрев жалобу защитника Фонда «Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области» ФИО1 (далее – ФИО1.) на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 3 судебного района Центрального округа города Курска от 16 января 2020 г. и решение исполняющего обязанности судьи Ленинского районного суда города Курска от 1 апреля 2020 г., вынесенные в отношении Фонда «Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области» (далее также – Фонд) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 3 судебного района Центрального округа города Курска от 16 января 2020 г., оставленным без изменения решением исполняющего обязанности судьи Ленинского районного суда города Курска от 1 апреля 2020 г., Фонд «Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Фонда «Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области» ФИО1 просит отменить названные судебные акты, приводя доводы об их незаконности, и производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Фонда «Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области» к административной ответственности) невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 20 Жилищного Кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы, требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), нарушений органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, требований к порядку размещения информации в системе, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

В соответствии с пунктом 2 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. № 493 «О государственном жилищном надзоре», задачами государственного жилищного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования.

Согласно пункту 11 указанного Положения предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к деятельности региональных операторов по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта.

В силу части 1 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также собственники помещений в многоквартирном доме, не принявшие решения о способе формирования фонда капитального ремонта, в случае, предусмотренном частью 7 статьи 170 данного Кодекса, имеют права и исполняют обязанности, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, начиная с даты, определяемой в соответствии с частью 3 статьи 169 и частью 5.1 статьи 170 данного Кодекса, а региональный оператор должен исполнять обязанности по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренные статьей 182 названного Кодекса, перечислить в случаях, предусмотренных этим Кодексом, денежные средства фонда капитального ремонта на специальный счет или выплатить собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям указанных собственников в фонде капитального ремонта, исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 182 Жилищного Кодекса Российской Федерации Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

Региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений (часть 2).

В силу части 1 статьи 186 Жилищного Кодекса Российской Федерации контроль за соответствием деятельности регионального оператора установленным требованиям осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 23 Закона Курской области от 22 августа 2013 г. № 63-ЗКО «О вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курской области» контроль за деятельностью регионального оператора осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти в порядке, установленном администрацией Курской области.

В соответствии с пунктом 1 постановления администрации Курской области от 27 ноября 2013 г. № 879-па «О порядке осуществления контроля за деятельностью Фонда «Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области» государственная жилищная инспекция Курской области определена уполномоченным органом исполнительной власти Курской области по осуществлению контроля за деятельностью Фонда «Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области».

Как усматривается из материалов дела, 20 сентября 2019 г. на основании распоряжения заместителя начальника государственной жилищной инспекции Курской области от ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка в отношении Фонда «Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области» по результатам которой составлен акт проверки , согласно которому проверкой с выездом на место ДД.ММ.ГГГГ установлено, что требование предписания от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Фонду по адресу: <адрес>, об обеспечении выполнения работ по установлению и устранению причин залития <адрес> в соответствии с заключением специалиста -С «Экспертно-исследовательского центра «Пантеон» подрядной организации ФИО4, выполнены в части установки примыкания к стенам (п. заключения), оставшиеся рекомендации не выполнены. Из представленной Фондом «Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области» информации следует, что касательно установки системы противообледенения на крыше дома в адрес проектной организации было направлено обращение по вопросу разработки технико-экономического обоснования о целесообразности установки указанной системы. По результатам данного мероприятия Фонду «Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области» выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ

13 декабря 2019 г. консультантом отдела по контролю за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, и обеспечением сохранности этих средств государственной жилищной инспекцией Курской области составлен протокол об административном правонарушении , согласно которому Фонд «Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области», являющийся некоммерческой организацией, деятельность которой направлена на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества расположенных на территории Курской области многоквартирных домов, а также на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ заказчиком работ по капитальному ремонту жилого дома жилищного фонда по адресу: <адрес>, и в соответствии с предписанием государственной жилищной инспекции Курской области от ДД.ММ.ГГГГ обязан был в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить выполнение работ в соответствии с заключением специалиста -С «Экспертно-исследовательского центра «Пантеон». Однако, своих обязанностей не выполнил. В ходе проверки с выездом на место ДД.ММ.ГГГГ установлено, что обеспечительных мер по устранению указанных нарушений не предпринято. Документы, письменная информация, свидетельствующая о принятии мер по устранению указанных нарушений по дому по <адрес> на проверку не представлены.

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 1); актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 2); предписанием от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5); актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6); распоряжением (приказом) от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8) и иными представленными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Действия Фонда «Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области» квалифицированы по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Принимая обжалуемые акты, судебные инстанции сочли, что Фонд «Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области» имел возможность для соблюдения норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вопреки доводам жалобы при проведении проверки должностным лицом государственной жилищной инспекции были соблюдены требования Жилищного кодекса Российской Федерации и подлежащего применению законодательства.

Доводы в жалобе о незаконности и неисполнимости предписания были предметом исследования и оценки нижестоящих судебных инстанций. Данные доводы получили надлежащую правовую оценку. Оснований не согласиться с этими выводами не имеется.

С учетом установленных фактических обстоятельств дела, ссылки в жалобе на результаты рассмотрения гражданского дела по иску собственника квартиры ФИО2 к ФИО3 о причинении ущерба, причиненного заливом квартиры, являются не состоятельными, поскольку не опровергают наличие вменного Фонду состава административного правонарушения.

Аналогичные остальным, приведенным в настоящей жалобе, доводы были предметом проверки в ходе производства по делу, своего подтверждения не нашли, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты судебными инстанциями и не ставят под сомнение наличие в деянии Фонда «Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Порядок и срок давности привлечения организации к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 3 судебного района Центрального округа города Курска от 16 января 2020 г. и решение исполняющего обязанности судьи Ленинского районного суда города Курска от 1 апреля 2020 г., вынесенные в отношении Фонда «Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Фонда «Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области» ФИО1 – без удовлетворения.

Судья А.А. Кишаев