ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-6999/2020ПО от 18.12.2020 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№16-6999/2020 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Кемерово 18 декабря 2020г.

Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу Демагиной Натальи Ефимовны на вступившие в законную силу постановление руководителя Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва от 16 октября 2019г., решение судьи Пий-Хемского районного суда Республики Тыва от 29 января 2020г. и решение судьи Верховного Суда Республики Тыва от 5 августа 2020г., вынесенные в отношении начальника Финансового управления администрации Пий-Хемского кожууна Республики Тыва Демагиной Натальи Ефимовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением руководителя Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва (далее также административный орган) от 16 октября 2019г. должностное лицо - начальник Финансового управления администрации Пий-Хемского кожууна Республики Тыва (далее также Финансовое управление) Демагина Н.Е. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа 10000 рублей.

Решением судьи Пий-Хемского районного суда Республики Тыва от 29 января 2020г. постановление руководителя Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва от 16 октября 2019г. изменено: исключены вмененные в вину ФИО1 нарушения абзаца 5 пункта 2.1.1, абзаца 7 пункта 2.1.2, абзаца 2 пункта 2.1.6 Соглашения о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов муниципального района Пий-Хемский кожуун Республики Тыва от 13 апреля 2018г. № 8. В остальной части постановление административного органа оставлено без изменения.

Решением судьи Верховного Суда Республики Тыва от 5 августа 2020г. постановление руководителя Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва от 16 октября 2019г. и решение судьи Пий-Хемского районного суда Республики Тыва от 29 января 2020г. оставлены без изменения.

В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, ФИО1 настаивает на отмене состоявшихся по делу актов, приводя доводы об их незаконности.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

Частью 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных ст. 15.14 КоАП РФ.

Согласно положениям ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на период возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности) (далее – БК РФ) средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, представляют собой межбюджетные трансферты.

Из содержания п.1 ч.4 ст. 136 БК РФ следует, что одним из условий предоставления дотационным местным бюджетам межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации является подписание и выполнение соглашений с финансовым органом субъекта Российской Федерации о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местного бюджета.

Согласно п.1 ч.1 ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств составляет и исполняет бюджетную смету.

Из материалов дела следует, что между Министерством финансов Республики Тыва и муниципальным образованием - муниципальный район «Пий-Хемский кожуун» Республики Тыва, заключено Соглашение о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов муниципального района Пий-Хемский кожуун Республики Тыва от 13 апреля 2018г. № 8 (далее – Соглашение от 13 апреля 2018г. № 8), согласно которому муниципальный район Пий-Хемский кожуун Республики Тыва является получателем межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета в 2018г.

На основании приказа руководителя Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва от 3 апреля 2019г. № 27 в отношении Финансового управления администрации Пий-Хемского кожууна Республики Тыва в период с 8 апреля 2019г. по 24 мая 2019г. проведена плановая выездная проверка соблюдения Финансовым управлением в 2018г. бюджетного законодательства при исполнении бюджета муниципального образования Пий-Хемского кожууна Республики Тыва и законодательства в сфере закупок.

По результатам плановой выездной проверки составлен акт от 17 июня 2019г., из которого следует, что административным органом в ходе проверки выявлено неисполнение муниципальным образованием условий Соглашения от 13 апреля 2018г. № 8, предусмотренных в абз. 5,8 п. 2.1.1, абз.7 п. 2.1.2, абз. 6 п. 2.1.5, абз.2 п. 2.1.6, абз. 2, 3 п. 2.1.7 и обязывающих получателя межбюджетных трансфертов к осуществлению мер по снижению в 2018г. уровня дотационности муниципального бюджета указанного муниципального образования, повышению доходности его консолидированного бюджета и повышения качества управления муниципальными финансами. В качестве обстоятельств, свидетельствующих о несоблюдении условий и порядка расходования получателем межбюджетных средств, указано, наряду с прочим, что Финансовым управлением, руководителем которого является ФИО1, допущена переплата денежного содержания муниципальных служащих Финансового управления на 1949137,34 рублей за счет начисления не предусмотренных законодательством денежных поощрений, премирования и материальной помощи служащим, показатели доли расходов на оплату труда работников органов местного самоуправления превышают установленные, не обеспечены показатели расходов бюджета, формируемых в рамках муниципальных программ.

Данные обстоятельства послужили основанием для составления 20 сентября 2019г. в отношении начальника Финансового управления ФИО1 протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.

Должностное лицо административного органа пришло к выводу, что нарушения порядка и условий расходования межбюджетных трансфертов свидетельствуют об обстоятельствах совершения начальником Финансового управления ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.

Выводы должностного лица административного органа основаны на том, что согласно Положению о Финансовом управлении администрации Пий-Хемского кожууна, утвержденному решением Хурала представителей Пий-Хемского кожууна Республики Тыва от 6 июля 2006г. № 174 (далее - Положение о Финансовом управлении), Финансовое управление осуществляет реализацию финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Пий-Хемском кожууне, обеспечивает межбюджетные отношения между органами государственной власти Республики Тыва и органами местного самоуправления кожууна в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и Республики Тыва, обеспечивает исполнение муниципального бюджета и консолидированного бюджета Пий-Хемского кожууна Республики Тыва.

Уменьшив объем обвинения, вмененного ФИО1, судья районного суда в остальном согласился с выводами должностного лица административного органа о виновности начальника Финансового управления в ненадлежащим исполнении своих должностных обязанностей.

Указанные акты, состоявшиеся по делу, Верховный Суд Республики Тыва признал законными и обоснованными, с чем нет оснований не согласиться.

Обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждаются актом проверки от 17 июня 2019г., протоколом об административном правонарушении от 20 сентября 2019г., п.п. 3, 3.1, 5 должностной инструкции начальника Финансового управления, возлагающей на начальника обязанности по координации и регулированию финансовой деятельности муниципального образования, а также иными доказательствами и материалами дела, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Требования ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.

Действия начальника Финансового управления ФИО1 квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что производство по делу подлежало прекращению районным судом, поскольку срок давности привлечения ФИО1 истек на день вынесения решения районного суда 29 января 2020г., несостоятельны. Положения ч.3 ст. 4.5 КоАП РФ, предусматривающие срок давности привлечения лица к административной ответственности за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации (1 год), применяются, если ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ не предусмотрен более длительный срок давности привлечения к административной ответственности. Срок давности привлечения к административной ответственности по ч.3 ст. 15.15.3 КоАП РФ составляет 2 года, исчислен по делу верно.

Обжалованное ФИО1 в районный суд постановление должностного лица об административном наказании вынесено в пределах срока давности привлечения должностного лица к административной ответственности, не было отменено районным судом и вступило в законную силу в день вынесения решения судьи Верховного Суда Республики Тыва 5 августа 2020г.

Отвергая позицию стороны защиты о том, что ФИО2 не были известны условия Соглашения от 13 апреля 2018г. № 8, районный суд обоснованно указал на составление Финансовым управлением отчета об исполнении указанного Соглашения, что исключает неосведомленность должностного лица при надлежащем исполнении им своих должностных обязанностей.

Не согласиться с выводами судьи районного суда оснований не имеется. Согласно п. 2.1.7 Соглашения от 13 апреля 2018г. № 8 получатель межбюджетных трансфертов обязан ежемесячно размещать на официальном сайте сети Интернет отчеты об исполнении бюджета муниципального района.

Согласно разделу 2.4 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Пий-Хемский кожуун Республики Тыва», утвержденного решением Хурала представителей Пий-Хемского кожууна Республики Тыва от 29 ноября 2013г. № 253, а также разделу 3 Положения о Финансовом управлении, наряду с прочим, в компетенции Финансового управления находится составление проекта бюджета муниципального образования, бюджетной отчетности в течение всего финансового года, контроль за движением бюджетных средств.

Содержание Положения о Финансовом управлении и должностной инструкции начальника Финансового управления не свидетельствуют об отсутствии у ФИО1 возможности выяснить источники поступления в муниципальный бюджет дотаций и организовать контроль за их расходованием. Напротив, согласно указанным актам начальник Финансового управления, обеспечивая координацию работы, обязан владеть информацией об источниках доходов муниципального бюджета и порядке (условиях) их расходования, для чего вправе запрашивать необходимую информацию, в том числе у органов власти субъекта.

Остальные доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, аналогичны по существу доводам, которые являлись предметом проверки в ходе производства по делу об административном правонарушении, в том числе о том, что нарушена подведомственность рассмотрения дела, несвоевременно восполнены материалы дела документами о личности и служебном положении ФИО1, не определено событие административного правонарушения, о незаконности протокола об административном правонарушении, неудовлетворении заявленных стороной защиты ходатайств должностному лицу. Данные доводы разрешены надлежаще, получили судебную оценку, полно и ясно изложенную в обжалуемых актах, с которой нет оснований не согласиться.

Административное наказание назначено ФИО1 соразмерно характеру допущенных нарушений, обстоятельствам дела, данным о личности нарушителя, является обоснованным и справедливым.

Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Руководствуясь ст.ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья

постановил:

постановление руководителя Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва от 16 октября 2019г., решение судьи Пий-Хемского районного суда Республики Тыва от 29 января 2020г. и решение судьи Верховного Суда Республики Тыва от 5 августа 2020г. оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Судья С.Н. Булычева