ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-7008/2022 от 22.09.2022 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-7008/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Краснодар

22 сентября 2022 года

Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу Сластина Д.Д. на вступившие в законную силу постановление административной комиссии при администрации муниципального образования г. Краснодар № БЛ2202501 от 20 января 2022 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Краснодара от 12 апреля 2022 года, вынесенные в отношении Сластина Дмитрия Дмитриевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 3.10 Закона Краснодарского края от 23 июля 2003 г. № 608-КЗ «Об административных правонарушениях»,

установил:

постановлением административной комиссии при администрации муниципального образования г. Краснодар № БЛ2202501 от 20 января 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Краснодара от 12 апреля 2022 года, Сластин Д.Д. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 3.10 Закона Краснодарского края от 23 июля 2003 г. № 608-КЗ «Об административных правонарушениях», и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.

В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Сластин Д.Д. просит отменить состоявшиеся в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении акты, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет сделать следующие выводы.

Статьей 3.10 Закона Краснодарского края от 23 июля 2003 г. № 608-КЗ «Об административных правонарушениях» (нормы в постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Сластина Д.Д. к административной ответственности) установлена ответственность за неуплату за размещение транспортного средства на парковке (парковочном месте), расположенной на автомобильной дороге общего пользования местного значения и используемой в соответствии с муниципальным правовым актом на платной основе.

Согласно пункту 29 Порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения муниципального образования г. Краснодар, утвержденных постановлением администрации муниципального образования г. Краснодар от 19 мая 2015 г. № 4059 (далее – Порядок создания и использования парковок), пользователи парковок обязаны: соблюдать требования настоящего Порядка, Правил дорожного движения Российской Федерации; при пользовании платной парковкой оплатить стоимость за пользование парковкой в установленном размере; сохранять документ об оплате до момента выезда с платной парковки.

Стоянка автомобиля на платной парковке менее 15 минут является бесплатной. Время пребывания автомобиля на парковочном месте платной парковки продолжительностью более 15 минут подлежит оплате. Лицо, размещающее транспортное средство на парковочном месте платной парковки, обязано осуществить оплату за размещение транспортного средства на платной парковке, за исключением следующих случаев, установленных настоящим Порядком (пункты 31,32 Порядка создания и использования парковок).

В силу пункта 36 Порядка создания и использования парковок размещение транспортных средств на парковочных местах платных парковок является платным с 08.00 до 20.00, за исключением случаев, установленных муниципальными правовыми актами муниципального образования г. Краснодар, определяющими специальные условия использования платных парковок.

Невыполнение установленных данными пунктами требований считается неоплатой размещения транспортного средства на платной парковке и влечет административную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Частью 1 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.

Собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц (часть 2 названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

При этом положения статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в нормативном единстве с иными положениями данного Кодекса, в том числе его статьи 1.5, закрепляют особый порядок привлечения и случаи освобождения от ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения при их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, при котором уполномоченные органы не обязаны доказывать вину собственников (владельцев) транспортных средств - специального субъекта ответственности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2016 г. № 1898-О).

Как следует из материалов дела, 23 ноября 2021 года с 11 часов 48 минут до 15 часов 43 минут Сластин Д.Д., находясь на платной муниципальной парковке № 1313 по адресу: г. Краснодар, по обеим сторонам ул. Гаврилова от ул. Брянской до ул. Красной/четная сторона ул. Брянской от ул. Гаврилова до ул. Морской (45,05438682; 38,97762294) не осуществил оплату за размещение транспортного средства марки «Фольксваген», государственный регистрационный знак .

Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами: фотоматериалом (оборот л.д.32), копией акта ввода в эксплуатацию платной муниципальной автомобильной парковки (л.д.33), копией схемы размещения оборудования и средств ОДД (л.д.34,35), копией свидетельства о поверке комплекса «ПаркРайт» (л.д.36) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при вынесении постановления по делу об административном правонарушении установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Достоверность показаний работающего в автоматическом режиме специального технического средства «ПаркРайт», идентификатор , свидетельство о поверке , действительно до 25 марта 2022 года, которым было зафиксировано размещение транспортного средства на платной городской парковке без осуществления оплаты, сомнений не вызывает.

Утверждение заявителя о невозможности произвести оплату при отсутствии паркомата, расположенного вблизи парковки, являются несостоятельными.

В соответствии с пунктом 31 Порядка создания и использования парковок лицо, размещающее транспортное средство на парковочном месте платной городской парковки, обязано осуществить оплату за размещение транспортного средства на платной парковке с использованием автоматизированной системы оплаты в наличной или безналичной форме.

Размещая автомобиль на платной парковке, Сластин Д.Д. обязан был принять все возможные меры для своевременной оплаты за размещение транспортного средства на платной городской парковке. При этом Сластин Д.Д. не был лишен возможности оплатить парковку с помощью других альтернативных способов оплаты, чего им сделано не было, что свидетельствует о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 3.10 Закона Краснодарского края от 23 июля 2003 г. № 608-КЗ «Об административных правонарушениях».

По смыслу пункта 32 Порядка создания и использования парковок оплата парковки является обязанностью владельца транспортного средства, который несет бремя правовых последствий неоплаты парковки (ненадлежащей оплаты парковки, в том числе ошибки при оплате парковки).

Материалами дела подтверждается, что в нарушение вышеприведенных положений пункта 32 Порядка создания и использования парковок, оплата за размещение на платной муниципальной парковке транспортного средства марки «Фольксваген», государственный регистрационный знак , собственником которого является Сластин Д.Д., осуществлена не была, допустимых доказательств, подтверждающих факт оплаты парковочной сессии во вмененный период одним из способов оплаты, предусмотренном указанным Порядком, заявителем не представлено.

Вопреки доводам жалобы, нарушений Федерального Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» не допущено.

Согласно пункту 12 части 3 статьи 17 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (далее - Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ) информация о владельцах транспортных средств подлежит внесению в банки данных.

В соответствии с частью 5.1 статьи 17 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ информация, предусмотренная пунктом 12 части 3 названной статьи, предоставляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, по определению об истребовании сведений, вынесенному должностным лицом, уполномоченным осуществлять производство по делу о соответствующем административном правонарушении.

Как следует из пункта 4 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

При наличии указанного в пункте 4 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повода к возбуждению дела об административном правонарушении административная комиссия вправе совершать процессуальные действия, в том числе - истребовать сведения о владельцах транспортных средств, предположительно совершивших административные правонарушения.

Ссылка заявителя о наличии гражданско-правовых отношений ввиду оказания возмездных услуг, основана на неверном толковании права, поскольку указанные правоотношения носят административный характер и регулируются нормами административного законодательства, в том числе нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции жалобы, имеющие правовое значение, были предметом проверки судьи районного суда, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующем судебном акте, противоречат имеющимся в деле доказательствам и не ставят под сомнение наличие в действиях Сластина Д.Д. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 3.10 Закона Краснодарского края от 23 июля 2003 г. № 608-КЗ «Об административных правонарушениях».

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что административным органом и судьей районного суда допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.

Порядок и срок давности привлечения Сластина Д.Д. к административной ответственности соблюдены.

При таких обстоятельствах оснований для отмены по доводам жалобы состоявшихся по делу актов не усматривается.

Вместе с тем имеются основания для изменения вынесенных по делу актов в части назначенного административного наказания.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 указанного Кодекса вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 указанного Кодекса выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Из материалов дела усматривается, что совершенное Сластиным Д.Д. деяние не повлекло вредных последствий, в материалы дела не представлено сведений о ранее совершенных Сластиным Д.Д. правонарушениях и о системности такого рода нарушений, обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

Приведенные выше обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что совершенное Сластиным Д.Д. деяние, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом его характера, роли правонарушителя, отсутствия каких-либо тяжких последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, в связи с чем имеются основания для признания административного правонарушения малозначительным.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление административной комиссии при администрации муниципального образования г. Краснодар № БЛ2202501 от 20 января 2022 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Краснодара от 12 апреля 2022 года, вынесенные в отношении Сластина Д.Д. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 3.10 Закона Краснодарского края от 23 июля 2003 г. № 608-КЗ «Об административных правонарушениях», подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

жалобу Сластина Д.Д. удовлетворить частично.

Постановление административной комиссии при администрации муниципального образования г. Краснодар № БЛ2202501 от 20 января 2022 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Краснодара от 12 апреля 2022 года, вынесенные в отношении Сластина Дмитрия Дмитриевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 3.10 Закона Краснодарского края от 23 июля 2003 г. № 608-КЗ «Об административных правонарушениях», отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Судья Н.Х. Карасова

Справка:

судья районного суда Дудченко Ю.Л. № 12-504/2022

судья кассационного суда Карасова Н.Х. № 16-7008/2022