Дело№16-7040/2022
ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва 29 сентября 2022года
Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Дороднов Г.И., рассмотрев жалобу начальника отделения государственного контроля Управления Росгвардии по Ярославской области С. на вступившее в законную силу решение судьи Дзержинского районного суда города Ярославля от 8 августа 2022 года, вынесенные в отношении технического директора Ярославской ТЭЦ-2 ПАО «ТГК-2» С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка №5 Дзержинского судебного района города Ярославля от 17 мая 2022 года, технический директор Ярославской ТЭЦ-2 ПАО «ТГК-2» С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Дзержинского районного суда города Ярославля от 8 августа 2022 года, постановление мирового судьи судебного участка №5 Дзержинского судебного района города Ярославля от 17 мая 2022 года отменено, производство по делу прекращено ввиду отсутствия состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Начальник отделения государственного контроля Управления Росгвардии по Ярославской области С. обратился во Второй кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой просит отменить вышеуказанный акт за необоснованностью. Постановление мирового судьи судебного участка №5 Дзержинского судебного района города Ярославля от 17 мая 2022 года оставить без изменения.
Изучив представленные материалы административного дела, доводы жалобы, судья приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, отнесенных к объектам низкой категории опасности, либо воспрепятствование соблюдению указанных требований юридическими лицами, должностными лицами, в том числе руководителями субъекта топливно-энергетического комплекса, или гражданами, если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Из представленных материалов дела следует, что в период с 23 марта 2022 года по 19 апреля 2022 года в ходе проверки объекта топливно-энергетического комплекса: Блочно-модульной комбинированной котельной 135 МВт Ярославской ТЭЦ-2 ПАО «ТГК-2», расположенной по адресу: <адрес>. Объект включен Минэнерго России в реестр категорированных объектов ТЭК, находящихся на территории <адрес> (№, присвоенная категория опасности - низкая), проведенной должностными лицами Росгвардии, выявлены нарушения требований Федерального закона от 21 июля 2011 года N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" (далее - Федеральный закон N 256-ФЗ), Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05 мая 2012 года N 458 дсп, постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012года №460 «Об утверждении Правил по актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса», выразившиеся в непринятии мер направленных на обеспечение безопасности объектов ТЭК в соответствие с требованиями, установленными указанными нормами.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 19 апреля 2022года №.
По факту выявленных нарушений 19 апреля 2022 года должностным лицом Управления Росгвардии по Ярославской области в отношении технического директора Ярославской ТЭЦ-2 ПАО «ТГК-2» С. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении настоящего дела мировой судья судебного участка №5 Дзержинского судебного района г. Ярославля пришла к выводу о том, что должностным лицом, осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственный функции, является технический директор Ярославской ТЭЦ-2 ПАО «ТГК-2» С.
С такими выводами не согласился судья Дзержинского районного суда г. Ярославля, решением которого от 8 августа 2022 года постановление мирового судьи судебного участка №5 Дзержинского судебного района г. Ярославля от 17 мая 2022 года отменено, и производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях С. состава административного правонарушения.
Вместе с тем, при принятии решения, судьей Дзержинского районного суда г. Ярославля, не учтено следующее.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно пункту 13 статьи 2 Федерального закона N 256-ФЗ субъектами топливно-энергетического комплекса являются физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.
В силу части 1 статьи 6 данного закона, обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса
В соответствии с частью 3 статьи 12 указанного закона соблюдение требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требований антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса является обязанностью руководителей субъектов топливно-энергетического комплекса.
Из представленных материалов следует, что согласно приказу №239л от 1 июня 2016года С. назначен на должность технического директора Ярославской ТЭЦ-2 ПАО «ТГК-2», в состав которой входит в том числе блочно-модульная комбинированная котельная 135 МВт.
Согласно должностной инструкции технического директора № от 1 июня 2017года С. является руководителем ПАО «ТГК-2» (п.1.2), является главным техническим руководителем ТЭЦ-2 (п.2.1), непосредственно подчиняется генеральному директору (п.1.4), руководствуется внутренними документами, приказами и распоряжениями генерального директора ПАО «ТГК-2» (п.1.6), осуществляет техническое и оперативное руководство деятельностью ТЭЦ-2 (п.2.2.2), осуществляет все функции работодателя в отношении работников ТЭЦ-2 (п.2.2.3), обеспечивает и организовывает проведение множеств мероприятий по техническому направлению деятельности (п.п. 2.2.4, 2.2.5, 2.2.6, 2.2.7, 2.2.8, 2.2.10, 2.2.11, 2.2.16, 2.2.17), наделен правом подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции (п.3.3), требовать от администрации общества содействия в исполнении своих должностных обязанностей (п.3.4).
Отдельно в указанной должностной Инструкции прописаны обязанности технического директора по организации проведения мероприятий по технической укрепленности и антитеррористической защищенности подчиненных объектов ТЭК, согласно действующему законодательству Российской Федерации и внутренним документам (п.2.3 абз.7), по предоставлению предложений по планированию расходов на проведение мероприятий по технической укрепленности и антитеррористической защищенности подчиненных объектов ТЭК, обеспечению контроля за рациональным использованием выделенных на эти цели денежных средств (п.2.3 абз.9), а также в Инструкцию включены положения об ответственности технического директора за организацию обеспечения безопасности и технической укрепленности и антитеррористической защищенности ТЭЦ-2 (п.4.9).
Паспорт безопасности блочно- модульной комбинированной котельной 135 МВт Ярославской ТЭЦ-2 ПАО «ТГК-2», утвержден генеральным директором ПАО «ТГК-2», и который подписан в том числе С., как председателем комиссии, является внутренним документом ПАО «ТГК-2», содержание которого С. обязан знать в силу своей должностной Инструкции.
Таким образом из содержания перечисленных документов следует, что С. наделен как организационно-распорядительными функциями в отношении работников блочно-модульной комбинированной котельной 135 МВт Ярославской ТЭЦ-2 ПАО «ТГК-2», так и административно-хозяйственными функциями по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности блочно- модульной комбинированной котельной 135 МВт Ярославской ТЭК-2 ПАО «ТГК-2», обязан знать содержание паспорта безопасности данного объекта, соблюдать указанные в нем сроки проведения конкретных мероприятий, в том числе путем своевременного внесения предложений по финансированию проведения необходимых мероприятий в предстоящих периодах.
Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (статья 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Кроме того из анализа части 1 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что субъектами указанного административного правонарушения являются не только руководители субъекта топливно-энергетического комплекса, но и иные должностные лица топливно-энергетического комплекса, а также юридические лица, граждане.
Данным обстоятельствам судьей районного суда оценка не дана.
В рассматриваемом случае с учетом того, что при рассмотрении дела судьей районного суда не были выяснены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, и подлежащие обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, вывод о том, что в действиях технического директора Ярославской ТЭЦ-2 ПАО «ТГК-2», С. отсутствовал состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являлся преждевременным.
Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Указанные нарушения являются существенными и не позволяют признать вынесенный по настоящему делу судебный акт законным.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При изложенных обстоятельствах решение судьи Дзержинского районного суда г. Ярославля от 8 августа 2022года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении С. подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции
постановила:
решение судьи Дзержинского районного суда г. Ярославля от 8 августа 2022года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - технического директора Ярославской ТЭЦ-2 ПАО «ТГК-2», С., отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Дзержинский районный суд г. Ярославля.
Судья Второго кассационного
суда общей юрисдикции Г.И. Дороднов