ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-7061/2022 от 11.10.2022 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

УИД 56MS0115-01-2022-000497-13

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-7061/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

11 октября 2022 года город Самара

Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Трескунова Л.А., рассмотрев жалобу Марковской Елены Вячеславовны на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 5 г. Новотроицка Оренбургской области от 28 марта 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного специалиста комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования город Новотроицк Марковской Елены Вячеславовны,

установила:

постановлением мирового судьи судебного участка № 5 г. Новотроицка Оренбургской области от 28 марта 2022 года главный специалист комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования город Новотроицк Марковская Е.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.

В порядке статей 30.1-30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление мирового судьи не обжаловалось и вступило в законную силу.

В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Марковская Е.В. ставит вопрос об изменении судебного акта, вынесенного в отношении нее по настоящему делу об административном правонарушении, замене наказания в виде административного штрафа на предупреждение.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 4 статьи 15.15.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Марковской Е.В. к административной ответственности) грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

В силу подпункта 1 пункта 4 Примечания к статье 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается, помимо прочего искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате более чем на 10 процентов.

Исходя из положений части 1 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, ответственные за оформление факта хозяйственной жизни и (или) подписавшие эти документы.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что Управлением финансового контроля администрации муниципального образования город Новотроицк в соответствии с планом контрольных мероприятий управления финансового контроля администрации муниципального образования город Новотроицк на 2021 год в отношении Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования город Новотроицк (далее Комитет) проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон № 44-ФЗ) и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в отношении отдельных закупок для обеспечения муниципальных нужд в рамках полномочий, предусмотренных частью 3 и частью 8 статьи 99 Закона № 44-ФЗ за 2020 год и истекший период 2021 года.

В ходе проверки установлено, что Комитетом допущено нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности, выразившееся в искажении показателей бюджетно-бухгалтерской отчетности, выраженных в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах Комитета.

Как следует из материалов дела, Комитетом с ООО «Автомобильная компания» заключен муниципальный контракт от 20 июля 2020 года № 0853300014220000072 на приобретение 4 автобусов. Цена Контракта составила 31650666,68 рублей. Срок действия Контракта с момента подписания обеими сторонами и действует по 31 декабря 2020 года. Срок доставки товара: в течение 120 календарных дней с момента заключения Контракта - с 20 июля 2020 года по 17 ноября 2020 года.

Источник финансирования - бюджет муниципального образования город Новотроицк.

В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона № 44-ФЗ в качестве обеспечения исполнения Контракта Заказчику представлена безотзывная банковская гарантия Акционерного коммерческого банка «Металлургический инвестиционный банк» (Публичное акционерное общество) от 10 июля 2020 года № ЭБГ - 375468-БГ/20, вступающая в силу с 10 июля 2020 года и действующая по 31 января 2021 года включительно. Обеспечение банковской гарантии составляет сумму, не превышающую 1582533,33 рубля.

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 96 Закона № 44-ФЗ в качестве обеспечения исполнения гарантийных обязательств Заказчику предоставлена безотзывная банковская гарантия Акционерного общества «БКС Банк» от 13 августа 2020 года № ЭБГ - 675736/20, вступающая в силу с 13 августа 2020 года, действующая по 30 сентября 2021 года включительно. Обеспечение банковской гарантии составляет сумму, не превышающую 1582533,33 рубля.

В нарушение пункта 351 приказа Минфина РФ от 1 декабря 2010 года № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учёта для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее Инструкция № 157н), пункта 152 приказа Минфина РФ от 6 декабря 2010 года № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» (далее - Инструкция № 162н) и пункта16 приказа Минфина РФ от 31 декабря 2016 года № 256н «Об утверждении Федерального Стандарта

бухгалтерского учета для организаций государственного сектора» Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» (далее - Стандарт) по данным бухгалтерского учета банковские гарантии на сумму 3165066,66 рублей не учитывались в забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств».

В нарушение Инструкции № 191н в справке о наличии имущества, обязательств на забалансовых счетах форма 0503130 по состоянию на 1 января 2021 года по забалансовому счету 10 «Обеспечение исполнения обязательств, всего» (строка 100), в том числе: по строке 103 «банковская гарантия» в графе 5 «на конец отчетного периода» отражено 0,00 рублей, следовало отразить безотзывную банковскую гарантию Акционерного коммерческого банка «Металлургический инвестиционный банк (публичное акционерное общество) от 10 июля 2020 года № 375468-БГ/20, безотзывную банковскую гарантию Акционерного общества «БКС Банк» от 13 августа 2020 года № ЭБГ - 675736/20 в сумме 3165066,66 рублей.

Комитетом допущено искажение в справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах форма 0503130 по состоянию на 1 января 2021 года по забалансовому счету 10 «Обеспечение исполнения обязательств, всего» (строка 100), в том числе: по строке 103 «банковская гарантия» в графе 5 «на конец отчетного периода» в сумме 3165066,66 рублей, что составляет 100%.

Комитетом с ООО «Автомобильная Компания» (далее - Поставщик), заключен муниципальный контракт от 2 марта 2020 года № 0853300014220000004 на приобретение 3 автобусов. Цена Контракта составила 10940000,01 рублей. Срок действия Контракта: со 2 марта 2020 года по 31 июля 2020 года. Срок доставки товара: в течение 60 календарных дней с момента заключения Контракта -с 3 марта 2020 года по 1 мая 2020 года.

Источник финансирования - бюджет муниципального образования город Новотроицк.

В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона № 44-ФЗ в качестве обеспечения исполнения Контракта Заказчику представлена безотзывная банковская гарантия Акционерного общества «БКС Банк» от 20 февраля 2020 года № ЭБГ - 42366/20, вступающая в силу с 21 февраля 2020 года и действующая по 31 августа 2020 года включительно. Обеспечение банковской гарантии составляет сумму, не превышающую 547000 рублей.

Согласно пункту 7.11.2 Контракта исполнение гарантийных обязательств обеспечивается предоставлением безотзывной банковской гарантии Акционерного общества «БКС Банк» от 24 апреля 2020 года № ЭБГ-53166/20, вступающей в силу с 24 апреля 2020 года и действующей по 1 июня 2021 года включительно. Обеспечение банковской гарантии составляет сумму, не превышающую 547000,00 рублей.

В нарушение пункта 351 Инструкции № 157н, пункта 152 Инструкции № 162н и пункта 16 Стандарта по данным бухгалтерского учета банковские гарантии на сумму 1094000,00 рублей, не учитывались на забалансовом счете

10 «Обеспечение исполнения обязательств».

В нарушение Инструкции № 191н в справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах форма 0503130 по состоянию на 1 января 2021 года по забалансовому счету 10 «Обеспечение исполнения обязательств, всего» (строка 100), в том числе: по строке 103 «банковская гарантия» в графе 5 «на конец отчетного периода» отражено 0,00 рублей, следовало отразить безотзывную банковскую гарантию Акционерного общества «БКС Банк» от 24 апреля 2020 года № ЭБГ-53166/20 в сумме 547000,00 рублей.

Комитетом допущено искажение в справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах форма 0503130 по состоянию на 1 января 2021 года по забалансовому счету 10 «Обеспечение исполнения обязательств, всего» (строка 100), в том числе: по строке 103 «банковская гарантия» в графе 5 «на конец отчетного периода» в сумме 547000,00 рублей, что составляет 100%.

Таким образом, Комитетом допущено искажение бухгалтерской отчетности, следовательно, допущено грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению бухгалтерской отчетности, выразившееся в искажении показателей бухгалтерской отчетности, выраженных в денежном измерении более чем на 10%.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу пункта 6 Инструкции № 191н бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером субъекта отчетности.

Бухгалтерская отчетность Комитета подписана председателем Комитета Таскаевым С.В., главным специалистом Комитета Марковской Е.В.

В Комитете обязанности по ведению бюджетного (бухгалтерского учета, составлению и подписанию бюджетной (бухгалтерской) отчетности возложены на главного специалиста КУМИ Марковскую Е.В. (должностная инструкция - приложение № 3 к приказу Комитета от 14 февраля 2020 года № 4-пк).

Согласно подпунктам 3.1.2., 3.1.3., 3.1.4., 3.1.5 должностной инструкции главный специалист осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-экономической и финансовой деятельности Комитета, составляет баланс и оперативные сводные отчеты о расходах средств, об использовании бюджета, другую бухгалтерскую отчетность, выполняет все мероприятия по первичным бухгалтерским документам, ведет работу с договорами по внутрихозяйственной деятельности Комитета, осуществляет принятие на учет бюджетных обязательств.

В соответствии с пунктом 3.2.2 должностной инструкции, главный специалист обязан добросовестно, своевременно и качественно исполнять свои должностные обязанности.

В силу пункта 5.2 должностной инструкции главный специалист несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнении возложенных на него должностных обязанностей.

Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами, изложенными в судебном акте, получившими оценку с точки зрения их допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Совокупность исследованных доказательств обоснованно признана мировым судьей достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Марковской Е.В.

Требования статьи 24.1 названного Кодекса соблюдены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса.

Мировой судья пришел к правильному выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследованных доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Действия главного специалиста комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования город Новотроицк Марковской Е.В. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание назначено Марковской Е.В. в пределах санкции части 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями статей 3.1 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, объектом которого является установленный порядок составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, является для должностных лиц минимальным из видов наказаний, предусмотренных санкцией части 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о назначении Марковской Е.В. административного наказания исполнено.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.

С учетом взаимосвязанных положений части 3 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса.

В рассматриваемом случае мировым судьей не установлено наличие условий, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем соответствующие доводы жалобы подлежат отклонению.

Порядок и срок давности привлечения Марковской Е.В. к административной ответственности соблюдены.

Несогласие заявителя с оценкой установленных по делу обстоятельств не является правовым основанием к отмене состоявшегося по делу решения.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого акта, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановила:

постановление мирового судьи судебного участка № 5 г. Новотроицка Оренбургской области от 28 марта 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного специалиста комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования город Новотроицк Марковской Елены Вячеславовны, оставить без изменения, жалобу Марковской Е.В. - без удовлетворения.

Судья Л.А. Трескунова

Решение14.10.2022