ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-707/2022 от 11.02.2022 Второго кассационного суда общей юрисдикции

Дело №16-707/2022

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 11 февраля 2022 г.

Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Денисов Ю.А., рассмотрев жалобу защитника Meta Platforms, Inc.(«Мета») (прежнее наименование организации Фейсбук Инк.) по доверенности Володина О.И. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 422 Таганского района г. Москвы от 27 августа 2021 года, решение судьи Таганского районного суда г. Москвы от 10 ноября 2021 года, вынесенные в отношении Фейсбук Инк. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением мирового судьи судебного участка № 422 Таганского района г. Москвы от 27 августа 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Таганского районного суда г. Москвы от 10 ноября 2021 года, компания Фейсбук Инк. (далее также Компания) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 17 000 000 рублей.

В жалобе, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, защитник Компании Володин О.И. просит отменить постановления, вынесенные в отношении Компании по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

Частью 8 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Компании к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за невыполнение оператором при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по обеспечению записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения (обновления, изменения) или извлечения персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации.

Согласно части 9 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от пятисот тысяч до восьмисот тысяч рублей; на юридических лиц - от шести миллионов до восемнадцати миллионов рублей.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее также ФЗ-152 "О персональных данных") оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

Согласно части 5 статьи 18 ФЗ-152 "О персональных данных" при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пунктах 2, 3, 4, 8 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

Роскомнадзором проведена проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных граждан Российской Федерации в результате которой было установлено, что Фейсбук Инк. (Facebook Inc.), являясь оператором, осуществляющим обработку персональных данных, допустил сбор персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», повторено не выполнил предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по обеспечению записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения (обновления, изменения) или извлечения персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации.

Так, 1 июля 2021 года в 16 часов 30 минут Фейсбук Инк. (Facebook Inc.), находящийся по адресу: 1601 Уиллоу Роад, Менло Парк, Калифорния 94025, Соединенные Штаты Америки (1601 Willow road, Menlo Park CA 94025,United States of America), в нарушение части 5 статьи 18 Федерального закона 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» осуществляет сбор персональных данных граждан Российской Федерации, не обеспечив запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение) или извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации.

Ранее компания Фейсбук Инк. постановлением мирового судьи судебного участка № 374 Таганского района г. Москвы от 13 февраля 2020 года была привлечена к административной ответственности по части 8 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 4 000 000 рублей.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

Таким образом, действия Компании образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Компания, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечена к административной ответственности по части 9 статьей 13.11 названного Кодекса.

Доводы жалобы о том, что Компания не осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации, в связи с чем местом совершения инкриминируемого ему административного правонарушения не может быть территория Российской Федерации, также были проверены судом и признаны не убедительными.

Так согласно пункта 1 статьи 3 Закона о персональных данных персональные данные -любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

На основании пункта 2 статьи 3 Закона о персональных данных, оператором персональных данных признается государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

Под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (п. 3 ст. 3 Закона о персональных данных).

В соответствии с частью 5 статьи 18 Закона при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации.

Должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении и нижестоящими судебными инстанциями в результате исследования представленных доказательств, в частности Пользовательского соглашения (https://facebook.com/legal/terais/update): Политики использования данных (https://facebook.com/about/privacv/update), было установлено, что согласно Пользовательскому соглашению для использования продуктов Facebook пользователю необходимо зарегистрировать учетную запись.

При регистрации учетной записи пользователь предоставляет компании Facebook, Inc. личные данные (фамилия, имя, номер телефона, адрес электронной почты, дата рождения, пол).

В дальнейшем компания Facebook, Inc. может собирать сведения о состоянии здоровья, расовой принадлежности, религиозных убеждениях, политических взглядах, контактную информацию с мобильного устройства (адресная книга, журнал вызовов), информацию о транзакциях, данные местоположения.

В отдельных случаях (для показа рекламы, связанной с вопросами общественной значимости, выборами или политикой) компания Facebook, Inc. может обязать пользователя подтвердить личность посредством предоставления в адрес компании документа, удостоверяющего личность пользователя (паспорта).

Компания Facebook, Inc. регистрирует информацию о приложениях, браузерах и устройствах, которые пользователь использует для доступа к продуктам Facebook, собирает уникальные идентификаторы (в частности, идентификационный номер мобильного телефона пользователя (IMEI)), а также сведения о типе и настройках браузера и устройства.

Также компанией Facebook, Inc. осуществляется сбор и обработка данных третьих лиц, не являющихся пользователями социальной сети Facebook, на которых действие Пользовательского соглашения и Политики использования данных, а также иных документов компании Facebook, Inc. не распространяется.

Ввиду изложенного, вышеуказанный перечень сведений, предоставляемый пользователями при использовании продуктов Facebook, является информацией, относящейся к прямо или косвенно определённому или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), что в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона является персональными данными.

Таким образом, компания Facebook, Inc. правильно признана судебными инстанциями оператором, на которого распространяются требования части 5 статьи 18 Закона в части обеспечения при сборе персональных данных, в том числе посредством информационнотелекоммуникационной сети «Интернет», записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения (обновления, изменения), извлечения персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации.

Доводы жалобы об отсутствии доказательств, свидетельствующих о том, что Компания осуществляла сбор персональных данных на территории России, свидетельствуют об иной оценке автора жалобы доказательств, исследованных судом.

Данное обстоятельство само по себе не может служить основанием для отмены вступивших в законную силу судебных постановлений.

Доводы жалобы о том, что вышеперечисленные нормы ФЗ-152 "О персональных данных" не возможно исполнить, и они не соответствуют положениям Конституции РФ и Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ничем не подтверждены и являются субъективным мнением автора настоящей жалобы.

Доказательств, свидетельствующих о не возможности исполнения требований ФЗ-152 "О персональных данных" защитником Компании представлено не было. Отсутствуют ссылки на такие доказательства и в жалобе, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения ходатайства заявителя об обращении с запросом в Конституционный Суд РФ не усматривается.

Доводы жалобы о рассмотрении мировым судьей данного дела с нарушением подсудности, также проверены судьей районного суда.

Судьей правильно сделан вывод о том, что указанное дело об административном правонарушении рассмотрено в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе ст. 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - по месту выявления административного правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 1.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение на территории Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Иные доводы жалобы сводятся к переоценке выводов суда о фактических обстоятельствах дела. По своей сути данные доводы являются правовой позицией подателя жалобы и не указывают на наличие каких-либо существенных нарушений процессуальных требований и норм материального права, которые могли бы повлиять на исход дела и повлечь отмену либо изменение обжалуемых судебных актов.

Административное наказание назначено Компании в пределах санкции части 9 статьей 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении Компании к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьей 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

При таких обстоятельствах состоявшиеся по делу судебные постановления сомнений в своей законности не вызывают, являются правильными и оснований для их отмены или изменения не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

постановление мирового судьи судебного участка № 422 Таганского района г. Москвы от 27 августа 2021 года, решение судьи Таганского районного суда г. Москвы от 10 ноября 2021 года, вынесенные в отношении Фейсбук Инк. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника Володина О.И. - без удовлетворения.

Судья

Второго кассационного суда

общей юрисдикции Ю.А. Денисов