ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-7123/2022
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Кемерово 05 октября 2022 г.
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев жалобу представителя ООО СПК «Чистогорский» ФИО1 на вступившие в законную силу постановление начальника Кемеровского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания от 24 августа 2021г, решение судьи Новокузнецкого районного суда Кемеровской области от 03 марта 2022г, решение судьи Кемеровского областного суда от 20 июня 2022г, вынесенные в отношении ООО СПК «Чистогорский», по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.33 КоАП РФ,
установил:
постановлением начальника Кемеровского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания от 24 августа 2021г, СИБАГРО ООО «Сельскохозяйственный производственный комплекс «Чистогорский» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Новокузнецкого районного суда Кемеровской области от 03 марта 2022г, оставленным без изменения решением судьи Кемеровского областного суда от 20 июня 2022г, постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе представитель ООО СПК «Чистогорский» ФИО1 просит об отмене постановления и решения, прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Согласно ст. 8.33 КоАП РФ нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
В силу статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" одним из принципов, на основе которых осуществляется хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, является запрещение такой деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ, объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В силу ч.1 ст. 34 приведенного Закона, хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. (ч.2).
Согласно ч.1 ст. 60 Водного кодекса РФ при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, технологические нормативы, установленные в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", за исключением случаев, установленных федеральными законами.
При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается: осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды") (п.1.ч.6 ст.60).
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13.12.2016г № 552, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации от 13.01.2017г № 45202 утверждены нормативы качества воды в водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения.
Невыполнение указанных норм представляет собой нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции водных биологических ресурсов.
Из материалов дела следует и установлено должностным лицом, и судебными инстанциями, что 16.07.2021г при проведении патрулирования на водных объектах рыбохозяйственного значения, в водоохранных зонах водных объектов в Новокузнецком муниципальном районе Кемеровской области-Кузбасса выявлено, что ООО СПК «Чистогорский» производит сброс сточных дренажных вод с превышением концентрации вредных веществ по выпуску № 1р. Томь, зафиксированных в протоколах результатов испытаний от 20.07.2021г. На дне береговой полосы реки Томь в 5 км от поселка Славино Новокузнецкого муниципального района Кемеровской области-Кузбасса, из трех труб выходил серо-зеленый шлейф жидкости, ниже по течению от сброса дно в серых и темных отложениях. Со дня реки Томи на поверхность поднимается запах фекалий.
Изложенное явилось основанием для привлечения ООО СПК «Чистогорский» к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.33 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются протоколом по делу обадминистративном правонарушении, заявлением прокурору Новокузнецкой межрайонной прокуратуры от ФИО2, заданием на проведение выездного обследования, актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 13.07.2021г, актом осмотра места происшествия от 16.07.2021г, актом выездного обследования с фототаблицей,, актами отбора проб воды от 13.07.2021гприказом о выдаче разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты от 04.05.2018г, разрешением на сбросы № №, с Перечнем иколичеством загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу в р. Томь, приказом об утверждении нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов ООО СПК «Чистогорский» от 07.02.2018г с нормативами допустимого сброса, справкой НО МВД РФ на транспорте, рапортом должностного лица, протоколами анализа пробы воды от 20.07.2021г, картой-схемой расположения точки сброса сточных вод ООО СПК«Чистогорский»,Уставом общества и иными доказательствами, получившими оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса.
Имеющиеся в материалах дела доказательства получены уполномоченными должностными лицами, непосредственно выявившими факт совершения правонарушения в рамках выполнения задания, содержат сведения, необходимые для правильного разрешения дела, согласуются между собой и с фактическими обстоятельствами дела, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объектом правонарушения по ст. 8.33 КоАП РФ являются общественные отношения в сфере охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов; объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в действиях (бездействии), в результате которых правила охраны среды обитания или путей миграции объектов нарушаются.
Объективная сторона правонарушения по ст. 8.33 КоАП РФ заключается в нарушении правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов. При этом объективная сторона данного правонарушения может состоять как в действиях, так и в бездействии, выразившихся в несоблюдении или ненадлежащем соблюдении данных правил.
Доводы жалобы о том, что в постановлении о назначении обществу административного наказания не указаны конкретные пункты правил, которые ими нарушены в области охраны окружающей среды отклоняются, поскольку сводятся к субъективному, ошибочному толкованию норм материального права. Вопреки доводам жалобы событие, имевшее место 16.07.2021г описано в протоколе по делу об административном правонарушении и подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств. Правовых оснований для признания протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством, не имеется, поскольку он составлен уполномоченным должностным лицом с соблюдением требований ст. 28.2 КоАП РФ.
Решение о предоставлении в пользование ООО СПК «Чистогорский» водного объекта река Томь зарегистрировано в реестре за № 42-13.01.03.003-Р-РСБХ-С-2017-01079/00 от 15.05.2017г. Следовательно вопросы охраны водного объекта от негативного воздействия прямо предусмотрены требованиями федерального законодательства, перечисленного выше.
Факт ведения обществом хозяйственной деятельности и осуществление в связи с этим сброса в реку Томь через трубы, расположенные на дне береговой полосы реки Томь не оспаривается лицом, привлеченным к административной ответственности и подтверждается совокупностью доказательств.
Нормативы допустимых обществом сбросов веществ и микроорганизмов утверждены приказом Верхне-Обского БВУ от 07.02.2018г № 16-пр.
Нарушения нормативов допустимых сбросов в воды водного объекта является, в том числе нарушением правил охраны среды обитания и путей миграции водных биологических ресурсов.
При рассмотрении настоящего дела должностным лицом и судами были проверены доводы заявителя и обоснованно отклонены. Оснований для назначения по делу экспертизы не усматривалось, в связи с чем доводы жалобы о необходимости назначения по делу экспертизы, являются несостоятельными. Более того, приводя доводы о необходимости проведения экспертизы, заявитель не указывает какая конкретно должна быть назначена экспертиза, на предмет какого исследования. При рассмотрении дела такого ходатайства заявителем в установленном порядке не заявлено.
Аналогичные доводы жалобы, в том числе касающиеся расхождения координат в местах отбора проб и данных в актах отбора проб, являлись предметом исследования и оценки судов предыдущих судебных инстанций, мотивированно отклонены как несостоятельные в обжалуемых судебных актах.
Из материалов дела следует, что координаты отбора проб, приведенные в актах отбора проб от 13.07.2021г и протоколах анализа пробы воды от 20.07.2021г являются идентичными. Помимо этого, место отбора сточных вод показано на фототаблице, подлинник которой имеется в материале дела Новокузнецкого отдела государственного экологического надзора. Точка сброса сточных вод обществом определена в карте-схем, (л.д.41, дело № №). Совокупность указанных доказательств не противоречит друг другу и опровергает доводы заявителя, приведенные выше.
Постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции статьи 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление начальника Кемеровского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания от 24 августа 2021г, решение судьи Новокузнецкого районного суда Кемеровской области от 03 марта 2022г, решение судьи Кемеровского областного суда от 20 июня 2022г, вынесенные в отношении ООО СПК «Чистогорский», по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.33 КоАП РФ – оставить без изменения, жалобу представителя ООО СПК «Чистогорский» ФИО1 – без удовлетворения.
Судья: С.Н. Михеева