ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-717/2022 от 28.02.2022 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-717/2022

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Кемерово 28 февраля 2022 г.

Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Недорезов Д.В., рассмотрев жалобу защитника Муниципального казенного учреждения «Администрация муниципального образования сельское поселение «Буйское» Зояркина А.Д. на вступившие в законную силу постановление начальника ОДН Кяхтинского и Бичурского районов УНДПР ГУ МЧС России по Республике Бурятия – главного государственного инспектора Кяхтинского и Бичурского районов Республики Бурятия по пожарному надзору от 28 мая 2021 г., решение судьи Бичурского районного суда Республики Бурятия от 11 августа 2021 г. и решение судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 18 ноября 2021 г., вынесенные в отношении Муниципального казенного учреждения «Администрация муниципального образования сельское поселение «Буйское» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ,

установил:

Постановлением начальника ОДН Кяхтинского и Бичурского районов УНДПР ГУ МЧС России по Республике Бурятия – главного государственного инспектора Кяхтинского и Бичурского районов Республики Бурятия по пожарному надзору от 28 мая 2021 г. Муниципальное казенное учреждение «Администрация муниципального образования сельское поселение «Буйское» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 150 000 рублей.

Решением судьи Бичурского районного суда Республики Бурятия от 11 августа 2021 г., оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 18 ноября 2021 г., постановление изменено путем снижения размера назначенного наказания до 30 000 рублей.

В жалобе защитник Муниципального казенного учреждения «Администрация муниципального образования сельское поселение «Буйское» Зояркин А.Д. просит принятые по данному делу акты отменить, считая их незаконными, производство по делу прекратить.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.

Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.

Из материалов дела следует, что в ходе проверки, проведенной должностными лицами Отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Кяхтинскому и Бичурскому районам Главного Управления МЧС России по Республике Бурятия в период с 18 по 26 мая 2021 г., установлено, что Муниципальное казенное учреждение «Администрация муниципального образования сельское поселение «Буйское» (Республика Бурятия, Бичурский район, с. Буй) допустило нарушение требований пожарной безопасности, предусмотренных статьями 2, 3, 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», статьями 3, 4, 5, 6, 62. 63, 68 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», статьей 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктами 58, 69, 74, 75 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479, Сводом правил СП 8.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», утвержденным приказом МЧС России от 30 марта 2020 г. № 225, пунктами 36, 37 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденных приказом МЧС РФ от 12 декабря 2007 г. № 645, пунктом 4.14 СП 4.13130.2013, а именно: на территории населенных пунктов Буй и Узкий Луг не в полном объеме имеются источники наружного противопожарного водоснабжения; за пожарной мотопомпой и техникой, приспособленной (переоборудованной) для тушения пожаров, не организуется прикрепление моториста (водителя), прошедшего специальную подготовку для работы на указанной технике; не организуется обучение в установленном порядке специальным программам пожарно-технического минимума граждан, участвующих в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров на добровольной основе; противопожарное расстояние от жилых застроек с южной стороны ул. Трактовая и территории Буйского лесничества (лесхоза) до лесных насаждений составляет менее допустимого; на территориях общего пользования населенного пункта Узкий Луг допускается устройство свалок горючих отходов и мусора (в том числе опилок, отходов пиломатериала).

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Муниципального казенного учреждения «Администрация муниципального образования сельское поселение «Буйское» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП.

Факт имевшего место события данного административного правонарушения и виновность Муниципального казенного учреждения «Администрация муниципального образования сельское поселение «Буйское» подтверждаются протоколом об административном правонарушении, фотоматериалом, копиями распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки от 11 мая 2021 г. № 70, акта проверки от 26 мая 2021 г. № 70, предписания от 26 мая 2021 г. № 70/1/1 об устранении выявленных нарушений и иными доказательствами, получившими надлежащую оценку по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.

Правильность выводов должностного лица и судебных инстанций о виновности Муниципального казенного учреждения «Администрация муниципального образования сельское поселение «Буйское» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью1 статьи 20.4 КоАП РФ, сомнений не вызывает, они основаны на совокупности собранных по делу доказательств.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Совокупность представленных в материалы данного дела доказательств свидетельствует о том, что Муниципальное казенное учреждение «Администрация муниципального образования сельское поселение «Буйское» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но не предприняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

Доводы жалобы о нарушении должностными лицами порядка проведения проверки, являются несостоятельными в силу следующего.

Пунктом 17 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» определено, что особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, при осуществлении федерального государственного пожарного надзора могут устанавливаться другими федеральными законами.

В соответствии с абзацем 12 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» организация и осуществление федерального государственного пожарного надзора регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

В соответствии с частью 6 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» организация и осуществление федерального государственного пожарного надзора регулируются федеральными законами о видах контроля, принимаемыми в соответствии с ними положениями о видах федерального государственного контроля (надзора) и (или) нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 31 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290, выездная проверка является одним из видов внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий.

Согласно абзацу 2 части 2.6 статьи 77 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут также проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, а также в целях контроля за исполнением ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений. Указанные проверки проводятся без согласования с органами прокуратуры.

Согласно представленным материалам, внеплановая выездная проверка Муниципального казенного учреждения «Администрация муниципального образования сельское поселение «Буйское» проведена с целью исполнения протокола оперативного совещания Совета Безопасности РФ по вопросу «О дополнительных мерах по предупреждению и ликвидации паводков и природных пожаров в 2021 году» от 22 февраля 2021 г. № ПР-267, перечня поручений Заместителя Председателя Правительства РФ от 26 февраля 2021 г. № ВА-П11-2285 и требования Прокуратуры Республики Бурятия от 19 марта 2021 г.

Таким образом, приведенные выше нормативные положения при проведении внеплановой выездной проверки нарушены не были.

Вопреки утверждению заявителя Администрация муниципального образования сельское поселение «Буйское» является юридическим лицом, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.

Доводы жалобы не опровергают наличие в действиях Муниципального казенного учреждения «Администрация муниципального образования сельское поселение «Буйское» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность обжалуемых актов.

Постановление по делу об административном правонарушении является мотивированным и соответствует требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.

Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены судебными инстанциями в порядке, установленном статьями 30.6, 30.9 КоАП РФ соответственно, доводы жалоб, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.17 и 30.18 КоАП РФ, судья

постановил:

Постановление начальника ОДН Кяхтинского и Бичурского районов УНДПР ГУ МЧС России по Республике Бурятия – главного государственного инспектора Кяхтинского и Бичурского районов Республики Бурятия по пожарному надзору от 28 мая 2021 г., решение судьи Бичурского районного суда Республики Бурятия от 11 августа 2021 г. и решение судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 18 ноября 2021 г., вынесенные в отношении Муниципального казенного учреждения «Администрация муниципального образования сельское поселение «Буйское» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу защитника Муниципального казенного учреждения «Администрация муниципального образования сельское поселение «Буйское» Зояркина А.Д. – без удовлетворения.

Судья Д.В. Недорезов