Дело№16-7238/20 ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Москва 28 октября 2020 года Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Дороднов Г.И., рассмотрев жалобу защитника АО «Группа Компаний «ЕКС» Евстигнеева О.Ю. на вступившее в законную силу решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 27 декабря 2019 года, решение Московского городского суда от 8 июня 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 4.17 Закона г. Москвы от 21 ноября 2007 года № 45 «Кодекс г. Москвы об административных правонарушениях», в отношении АО «Группа Компаний «ЕКС», УСТАНОВИЛ: Постановлением заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды ФИО6 от 14 января 2019 года АО «Группа Компаний «ЕКС» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 4.17 Закона г. Москвы от 21 ноября 2007 года N9 45 «Кодекс г. Москвы об административных правонарушениях», и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 350 000 рублей. Решением Зюзинского районного суда г. Москвы от 27 декабря 2019 года, постановление заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды ФИО7 от 14 января 2019 года оставлено без изменения. Решением Московского городского суда от 8 июня 2020 года постановление заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды ФИО8 от 14 января 2019 года, решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 27 декабря 2019 года оставлены без изменения. Защитник АО «Группа Компаний «ЕКС» ФИО1 обратился во Второй кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой ставится вопрос об отмене вышеуказанных судебных актов за необоснованностью. Изучив представленные документы, доводы жалобы, судья приходит к следующему. Согласно части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме. Административная ответственность по части 2 статьи 4.17 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях установлена за нарушение правил содержания зеленых насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 8,10 Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц в размере трехсот пятидесяти тысяч рублей. Постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2002 года N 743- ПП утверждены Правила создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ в Москве, в соответствии с которыми хозяйственная и иная деятельность осуществляется с соблюдением требований по охране окружающей среды и защите зеленых насаждений, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством города Москвы; все зеленые насаждения и природные сообщества, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены, подлежат защите. Согласно пункту 9.S названных Правил при производстве строительных и иных видов работ строительные и другие организации обязаны: ограждать деревья, находящиеся на территории строительства и в зоне производства иных работ, сплошными щитами высотой 2 места. Щиты располагать треугольников на расстоянии не менее 0,5 м от ствола дерева, а также устраивать деревянный настил вокруг ограждающего треугольника радиусом 0,5 м; при помещении и асфальтировании городских проездов, площадей, дворов, тротуаров и т.п. оставлять вокруг дерева свободные пространства диаметром не менее 2 м с последующей установкой железобетонной решетки или другого покрытия, предотвращающего уплотнение почвы вокруг ствола; выкопку траншей при прокладке кабеля, канализационных труб и прочих сооружений производить от ствола дерева при толщине ствола до 15 м на расстоянии не менее 2 м, при толщине ствола более 15 см не менее 3 м, от кустарников не менее 1,-5 м, считая расстояние от основания крайней скелетной ветви; при реконструкции и строительство дорог, тротуаров, трамвайных линий других сооружений в районе существующих насаждений не допускать изменения вертикальных отметок против существующих более 5 см при понижении или повышении их. В тех, случаях, когда засыпка или обнажение корневой системы неизбежна, в проектах и сметах предусматривают соответствующие устройства для сохранения нормальных условий роста деревьев; не складировать строительные материалы и не устраивать стоянки машин и автомобилей на газонах, а также на расстоянии ближе 2,5 м от дерева и 1,5 м от кустарников. Складирование горючих материалов производится не ближе 10 м от деревьев и кустарников; подъездные пути и места для установки подъемных кранов располагать вне насаждений и не нарушать установленные ограждения деревьев; работы в зоне корневой системы деревьев и кустарников производить ниже расположения основных скелетных корней {не менее 1,5 м от поверхности почвы), не повреждая корневой системы; сохранять незагрязненный плодородный слой почвы на всех участках нового строительства, организовать снятие его и буртование по краям строительной площадки. Забуртованный незагрязненный плодородный слой почвы передавать предприятиям зеленого хозяйства для использования при озеленении этих или новых территорий. Материалами дела установлено, что 29 ноября 2018 года должностными лицами Департамента природопользования и охраны окружающей среды на основании сообщения и заявления физического лица Марченко А.В. от 15 ноября 2018года был произведен осмотр территории по адресу: г. Москва, <адрес>, в ходе которого выявлены факты нарушения АО «Группа Компаний «ЕКС» при осуществлении хозяйственной деятельности действующего природоохранного законодательства, в части содержания зеленых насаждений. Так при проведении строительно-монтажных работ по реконструкции магистральных тепловых сетей, АО «Группа Компаний «ЕКС» в нарушение п. 9.1 "Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ г. Москвы", утвержденных постановлением Правительства г. Москвы от 10 сентября 2002г. №743-ПП, не обеспечена сохранность зеленых насаждений, допущено вытаптывание и складирование на территорию, занятую зелеными насаждениями строительных материалов, отходов и грунтов неустановленного компонентного состава. Кроме того, в нарушение п. 9.8 "Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ г. Москвы”, при проведении вышеуказанных работ на данном объекте, деревья не огорожены щитами, на газонах складировались строительные материалы. Навалами грунта засыпаны стволы деревьев (нижние части) на высоту от 0.4 до 1.0 метра, что может повлечь в дальнейшем ослабление и гибель древесных зеленых насаждений. Навалы грунтов не обеспечивают сохранность травяного покрова газона, на котором они размещены, т.к. отсутствует водновоздушный обмен. Строительные материалы располагаются вне зоны проведения работ (за специально установленными ограждениями), а именно, бетонные кольца, отходы цементосодержащие и кирпичи. На огражденной территории навалом лежат отходы различных видов: трубы железные, потерявшие свои потребительские свойства, отходы древесины, бой асбестовых труб, навалы грунта от копки траншей, отходы бетона и кирпичей. Данные обстоятельства и вина юридического лица в совершении указанного административного правонарушения подтверждаются совокупностью исследованных должностным лицом и судьями доказательств, в том числе, протоколом об административном правонарушении от 13 декабря 2018 года; приказом № 28 ноября 2018, приказом №8 от 12 октября 2018года, общим журналом работ, ордером (разрешением) на проведение земляных работ № от 2 июля 2018года, фотоматериалом, договором подряда № на выполнение строительно-монтажных работ с приложениями, протоколом об осмотре принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий № и иными доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. Деяние юридического лица верно квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса города Москвы об административных правонарушениях. Что же касается доводов жалобы заявителя, об отмене состоявшихся по делу актов в связи с отсутствием состава административного правонарушения; существенного нарушения процессуальных норм, нарушение положений Федерального закона от 26 декабря 2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», то они не могут быть приняты во внимание, поскольку не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела должностным лицом административного органа и судебными инстанциями были допущены существенные нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Данные доводы аналогичны доводам, содержащимся в объяснениях последнего в судебных заседаниях судов, они не нашли своего объективного подтверждения материалами дела, и отвергнуты как не состоятельные. Утверждение в жалобе о нарушении Московским городским судом при вынесении решения от 8 июня 2020 года <данные изъяты> совещательной комнаты необоснованно, т.к. удаления суда в этом случае для вынесения решения в совещательную комнату не предусмотрено Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Порядок и срок давности привлечения АО «Группа Компаний «ЕКС» к административной ответственности соблюдены, наказание назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 4.17 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях, в пределах срока давности, с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено. Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции постановил: Постановление заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды ФИО9 от 14 января 2019 года, решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 27 декабря 2019 года, решение Московского городского суда от 8 июня 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 4.17 Закона г. Москвы от 21 ноября 2007 года № 45 «Кодекс г. Москвы об административных правонарушениях», в отношении АО «Группа Компаний «ЕКС», оставить без изменения, жалобу защитника АО «Группа Компаний «ЕКС» Евстигнеева О.Ю. - без удовлетворения. Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции |