ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-725/2021 от 02.06.2021 Пятого кассационного суда общей юрисдикции

ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 16-725/2021

г. Пятигорск 2 июня 2021 г.

Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нафиков И.А., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 18 мая 2021 г.) жалобу ФИО1 на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 1 Баксанского судебного района Кабардино-Балкарской Республики, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 3 Баксанского судебного района Кабардино-Балкарской Республики, от 2 июня 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Баксанского судебного района Кабардино-Балкарской Республики, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 3 Баксанского судебного района Кабардино-Балкарской Республики, от 2 июня 2020 г. ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами сроком на один год шесть месяцев.

В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, ФИО1 просит отменить состоявшийся в отношении него судебный акт, считая его незаконным, и производство по делу прекратить.

Данная жалоба рассматривается судьей Пятого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 2 статьи 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании приказа председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 марта 2021 г. № 27л/с.

В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.

Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующему.

Основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили выводы о том, что он 21 октября в 01 час 45 минут на 380 км федеральной автодороги «КАВКАЗ» в нарушение пункта 2.3.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, управляя транспортным средством марки BMW X5, государственный регистрационный знак , не выполнил законное требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Положения названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении как при применении к такому лицу мер обеспечения производства по делу, так и при составлении протокола об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно части 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Толкование положений частей 4, 4.1, 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в их системной взаимосвязи позволяет прийти к выводу о том, что изменения сведений, ранее внесенных в протокол об административном правонарушении, производятся в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В его отсутствие такие изменения могут быть внесены в названный процессуальный акт только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица.

Иное толкование вышеприведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Таким образом, указанными выше нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и его непосредственное участие при составлении протокола по делу об административном правонарушении и внесении в него изменений. Административный орган не вправе в одностороннем порядке самовольно вносить изменения в указанный протокол.

Как следует из материалов дела, процессуальные документы в связи с невыполнением законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения в отношении ФИО1 были составлены как на ФИО1 и 26 октября 2019 г. материалы дела в отношении ФИО1 были направлены для рассмотрения мировому судье

Определением мирового судьи судебного участка № 5 Предгорного района Ставропольского края от 12 ноября 2019 г. протокол об административном правонарушении и другие материалы, составленные в отношении ФИО1 по факту совершения им административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возвращены в административный орган для устранения недостатков. При этом указывалось на то, что должностным лицом административного органа не представлена справка о наличии либо об отсутствии судимости у ФИО1 по статье 264 Уголовного Кодекса Российской Федерации; в протоколах о направлении на медицинское освидетельствование, об отстранении от управления транспортным средством, о задержании транспортного средства отсутствует запись о применении видеозаписи для фиксации совершения процессуальных действий (л.д. 34-35).

29 ноября 2019 г. мировому судье судебного участка судебного участка № 5 Предгорного района Ставропольского края направлено дело об административном правонарушении в отношении ФИО1 с указанием, что недостатки в нем устранены (л.д. 17). К материалам дела приобщены копия смс-сообщения, направленного ФИО1 о явке 27 ноября 2019 г. к 10 часам 00 минут в ОБДПС ГИБДД для внесения изменений в процессуальные документы, а также рапорт инспектора ДПС ОБДПС ГИБДД г. Пятигорск от 27 ноября 2019 г., в котором указано на то, что ФИО1 для участия во внесении изменений в процессуальные документы не явился, изменения внесены в его отсутствие, копии процессуальных документов направлены почтой (л.д. 36-37).

При подготовке дела к рассмотрению мировой судья вновь пришел к выводу о том, что протокол об административном правонарушении и материалы оформлены с нарушением, в связи с чем определением мирового судьи судебного участка № 5 Предгорного района Ставропольского края от 5 декабря 2019 г. протокол об административном правонарушении и другие материалы, составленные в отношении ФИО1, возвращены в административный орган для надлежащего оформления. В качестве основания для возвращения материалов для устранения недостатков указано на то, что должностным лицом сделаны исправления в протоколе об административном правонарушении, в протоколе о задержании транспортного средства, в письменных объяснениях ФИО1 в части указания фамилии лица, в отношении которого ведется производство по делу, однако эти исправления должностным лицом не оговорены, отсутствуют сведения о том, что ФИО1 ознакомлен с указанными исправлениями (л.д. 14-15).

25 декабря 2019 г. дело об административном правонарушении в отношении ФИО1 направлено заместителем командира ОБ ДПС ГИБДД г. Пятигорск ФИО2 мировому судье судебного участка № 5 Предгорного района Ставропольского края для рассмотрения (л.д. 11).

Между тем в материалах дела сведений об извещении ФИО1 о явке в ОБ ДПС ГИБДД г. Пятигорск для участия при внесении изменений в процессуальные документы, в том числе в протокол об административном правонарушении, в части сведений о фамилии лица, в отношении которого они составлены, не имеется. Из приобщенных к материалам дела реестров на отправку заказной корреспонденции (л.д. 12, 16), установить направлены ли ФИО1 именно те процессуальные документы, в которые внесены изменения, невозможно.

Изложенные выше обстоятельства не позволяют признать установленным, что в процессуальные документы, в том числе в протокол об административном правонарушении, составленные в отношении ФИО1, изменения внесены с соблюдением приведенных процессуальных норм и копии этих документов с изменениями ему направлены.

При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении мировым судьей допущенные нарушения процессуальных норм, свидетельствующие о несоблюдении установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности, не устранены, протокол об административном правонарушении и другие материалы дела должностному лицу, составившему протокол, для устранения недостатков им не возвращены.

Допущенные по настоящему делу нарушения требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, в связи с чем вынесенный по делу судебный акт не может быть признан законным.

Возвращение протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела по существу.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что на момент рассмотрения дела в Пятом кассационном суде общей юрисдикции жалобы ФИО1 установленный для данной категории дел частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности истек, возможность устранения допущенной мировым судьей ошибки путем возвращения дела на новое рассмотрение исключена.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов, принимается постановление об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 1 Баксанского судебного района Кабардино-Балкарской Республики, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 3 Баксанского судебного района Кабардино-Балкарской Республики, от 2 июня 2020 г., вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении в силу положений пункта 4 части 2 статьи 30.17 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции

ПОСТАНОВИЛ:

жалобу ФИО1 удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Баксанского судебного района Кабардино-Балкарской Республики, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 3 Баксанского судебного района Кабардино-Балкарской Республики, от 2 июня 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1, отменить.

Производство по настоящему делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Пятого кассационного

суда общей юрисдикции И.А. Нафиков

Справка:

мировой судья Шогенов З.М.