ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
N 16-7297/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Саратов 30 ноября 2023 года
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Пензенской области Дадаевой Е.К. на вступившее в законную силу решение судьи Пензенского областного суда от 8 августа 2023 года, вынесенное в отношении начальника Управления градостроительства и архитектуры г. Пензы Жуковой Татьяны Викторовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Пензенской области от 24 апреля 2023 года N 55-19-10/2023-25, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Пензы от 31 мая 2023 года, начальник Управления градостроительства и архитектуры г. Пензы Жукова Т.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Пензенского областного суда от 8 августа 2023 года постановление должностного лица от 24 апреля 2023 года N 55-19-10/2023-25 и решение судьи Ленинского районного суда г. Пензы от 31 мая 2023 года отменены, производство по делу об административном правонарушении в отношении Жуковой Т.В. прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава вмененного административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, просит отменить решение судьи областного суда от 8 августа 2023 года, приводя доводы о незаконности судебного акта, постановление должностного лица и решение судьи районного суда оставить без изменения.
Жукова Т.В., прокуратура Ленинского района г. Пензы, уведомленные в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, возражения на нее не представили.
Заявленное в жалобе ходатайство о восстановлении срока обжалования принятых по делу актов не подлежит рассмотрению, поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит срока, в течение которого может быть подана жалоба, протест на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
По части 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо подлежит привлечению к ответственности за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что основанием для привлечения начальника Управления градостроительства и архитектуры г. Пензы Жуковой Т.В. к административной ответственности послужили выводы должностного лица Управления Федерального казначейства по Пензенской области о том, что 2 июня 2021 года Общественной комиссией по организации и проведению открытого голосования посредством заполнения участником голосования документа для голосования (бюллетеня) (открытое голосование) и дистанционного голосования в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (интернет-голосование) по отбору общественных территорий, подлежащих благоустройству в 2022 году в рамках реализации муниципальной программы "Формирование комфортной городской среды муниципального образования город Пенза на 2018-2024 годы", победителем голосования по отбору общественных территорий, подлежащих благоустройству в 2022 году в рамках реализации муниципальной программы "Формирование современной среды муниципального образования город Пенза на 2018-2024 годы", признана общественная территория, набравшая наибольшее количество голосов - "Набережная в районе моста Дружбы (ул. Набережная реки Суры").
В соответствии с Адресным перечнем общественных территорий муниципальных образований Пензенской области, благоустраиваемых в текущем финансовым году, утвержденным Приложением N 8 к Государственной программой Пензенской области "Формирование комфортной городской среды на территории Пензенской области", принятой постановлением Правительства Пензенской области от 1 сентября 2017 года N 414-пП, "Об утверждении государственной программы Пензенской области" "Формирование комфортной городской среды на территории Пензенской области", а также Адресным перечнем общественных территорий, подлежащих благоустройству в 2018-2027 годах, утвержденным Приложением N 9 к муниципальной программе "Формирование современной городской среды муниципального образования г. Пензы", принятой постановлением администрации г. Пензы от 28 марта 2018 года N 505 "Об утверждении муниципальной программы "Формирование современной городской среды муниципального образования г. Пенза", благоустройство общественной территории "Набережная в районе моста Дружбы (ул. Набережная реки Суры") запланировано на 2022 год.
24 января 2022 года между министерством жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области и администрацией города Пензы заключено соглашение N 56701000-1-2022- 002 о предоставлении субсидии из бюджета Пензенской области бюджету муниципального образования на поддержку муниципальной программы формирования комфортной (современной) городской среды в рамках регионального проекта "Формирование комфортной городской среды" (далее по тексту Соглашение).
Указанным соглашением было предусмотрено, что его предметом является предоставление из бюджета Пензенской области в 2022-2024 годах бюджету г. Пензы субсидии на поддержку муниципальной программы формирования комфортной (современной) городской среды (далее - субсидия) в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными министерству жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации в целях достижения результатов регионального проекта "Формирование комфортной городской среды", обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" подпрограммы I "Благоустройство дворовых, общественных территории" государственной программы Пензенской области "Формирование комфортной городской среда на территории Пензенской области", утвержденной постановлением Правительства Пензенской области 1 сентября 2017 N 414-пП.
Исходя из пункта 4.3.3 Соглашения, муниципалитет обязуется обеспечить достижение значений результатов использования субсидии, установленных в соответствии с приложением N 2 к Соглашению, являющимся его неотъемлемой частью.
Согласно приложениям N 1,2,5 к Соглашению результатом исполнения субсидии является реализация мероприятия по благоустройству общественных территорий (набережные, центральные площадки, парки и др.) и иные мероприятия, предусмотренные государственными (муниципальными) программами формирования современной городской среды, срок финансового обеспечения расходных обязательств муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, 2022 год - 1, срок исполнения - не позднее 15 декабря 2022 года предоставления субсидии.
Во исполнении указанного Соглашения МКУ "Управление капитального строительства г. Пензы" заключались муниципальные контракты на выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт набережной реки Суры" (30 марта 2022 года с ООО "Капитал Строй - первоначальный подрядчик N 1-2022 и 15 октября 2022 года с АО "Пензагорстройзаказчик" N 15-2022).
В соответствии с паспортом муниципальной программы "Формирование современной городской среды муниципального образования г. Пенза" Управление градостроительства и архитектуры города Пензы является соисполнителем данной муниципальной программы. Кроме того, согласно плану реализации муниципальной программы, утвержденной Постановлением администрации г. Пензы от 28 марта 2018 года N 505, Управление градостроительства и архитектуры города Пензы является ответственным исполнителем по реализации мероприятия по благоустройству общественных территорий г. Пензы.
В силу пункта 1.23 статьи 44.2 Устава г. Пензы, принятого решением Пензенской городской Думы от 30 июня 2005 года N 130-12/4, Управление градостроительства и архитектуры города Пензы является главным распорядителем бюджетных средств, обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, в рамках своих полномочий.
Также, согласно пункту 1.8 постановления администрации г. Пензы от 2 марта 2011 года N 195 "Об утверждении Устава муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства города Пензы" (в новой редакции) полномочия учредителя МКУ "Управление капитального строительства города Пензы" от имени муниципального образования осуществляет Управление градостроительства и архитектуры города Пензы, являющееся главным распорядителем бюджетных средств.
Исходя из чего должностное лицо УФК по Пензенской области пришло к выводу, что обязанность по обеспечению достижения результатов использования субсидии в целях реализации муниципальной программы не позднее 15 декабря 2022 года возложена на муниципалитет, то есть на Управление градостроительства и архитектуры города Пензы.
В ходе проверки было установлено, что Управление градостроительства и архитектуры города Пензы в 2022 году обязательства по достижению значений результатов исполнения субсидии не исполнены, по состоянию на 15 декабря 2022 года выполнен лишь комплекс работ пункту 7 по ЛСР 97-01-02.
Указанная субсидия предоставлена бюджету г. Пензы при условии обеспечения результативности и эффективности использования бюджетных средств, однако Управлением градостроительства и архитектуры города Пензы в нарушение статьи 34 и пункта 3 части 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации допущено невыполнение мероприятий муниципальной программы, вследствие чего не достигнуты показатели исполнения мероприятий муниципальной программы, поскольку не обеспечен своевременный капитальный ремонт набережной реки Суры.
С учетом этого Управлением градостроительства и архитектуры города Пензы допущены нарушения бюджетного законодательства, которые привели к недостижению целей предоставления субсидии.
С указанными выводами согласился судья Ленинского районного суда г.Пензы, оставив вынесенное постановление без изменения.
При рассмотрении жалобы Жуковой Т.В. на процессуальные решения судья Пензенского областного суда пришел к следующему выводу.
24 января 2022 года между министерством жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области и администрацией города Пензы заключено соглашение N № о предоставлении субсидии из бюджета Пензенской области бюджету муниципального образования на поддержку муниципальной программы формирования комфортной (современной) городской среды в рамках регионального проекта "Формирование комфортной городской среды".
Как усматривается из указанного соглашения именно администрация города Пензы по указанному соглашению и названа "Муниципалитет".
Во исполнении указанного Соглашения МКУ "Управление капитального строительства г. Пензы" заключались муниципальные контракты на выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт Набережной реки Суры" (30 марта 2022 года с ООО "Капитал Строй - первоначальный подрядчик N 1-2022 и 15 октября 2022 года с АО "Пензагорстройзаказчик" N 15-2022).
Исходя из материалов дела, Управление градостроительства и архитектуры города Пензы не является стороной по соглашению от 24 января 2022 года, заключенному между министерством жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области и администрацией города Пензы, о предоставлении субсидии из бюджета Пензенской области бюджету муниципального образования на поддержку муниципальной программы формирования комфортной (современной) городской среды в рамках регионального проекта "Формирование комфортной городской среды", ни по муниципальным контрактам на выполнение работ по капитальному ремонту Набережной реки Суры.
Никакие субсидии (денежные средства) на счета Управления градостроительства и архитектуры города Пензы из бюджета Пензенской области на капитальный ремонт Набережной реки Суры не поступали и Управлением не распределялись.
Согласно пункту 1.15 статьи 33 Устава города Пензы главным распорядителем средств бюджета города Пензы и главным администратором доходов бюджета города Пензы, главным администратором источников финансирования дефицита бюджета горда Пензы в случаях и порядке, установленных бюджетным законодательством, является администрация города Пензы.
Ответственным исполнителем по муниципальной программе "Формирование современной городской среды муниципального образования г. Пенза" указано Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Пензы, которое и контролировало все работы по указанному контракту и полномочия которого следуют из пункта 6.1.1 Соглашения от 24 января 2022 года N №.
По указанным обстоятельствам судья Пензенского областного суда пришел к выводу об отсутствии в действиях Жуковой Т.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В настоящей жалобе заместитель руководителя УФК по Пензенской области Дадаева Е.К. просит об отмене решения судьи областного суда, заявляя о необоснованном прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Однако обжалуемый судебный акт по доводам жалобы отменен быть не может.
Вывод судьи областного суда и принятый им акт основаны на нормах Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Кроме того, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены вступившего в законную силу постановления и (или) решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения этого лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
Данная норма корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации, из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу акты по делу об административном правонарушении предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение. Таким случаем в силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 названного Кодекса является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Таким образом, отмена вступившего в законную силу судебного акта о прекращении производства по делу об административном правонарушении возможна, но только в случае, если в ходе предыдущего разбирательства допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.
Вместе с тем в рассматриваемом случае не имеется оснований для вывода о том, что судебной инстанцией допущено существенное нарушение, которое носило фундаментальный, принципиальный характер и повлияло на исход дела.
Несогласие с мотивами, приведенными судьей областного суда в обоснование вывода об отсутствии в действиях Жуковой Т.В. состава административного правонарушения, не может являться поводом к отмене состоявшегося по делу судебного акта.
Таким образом, жалоба заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Пензенской области Дадаевой Е.К. удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
решение судьи Пензенского областного суда от 8 августа 2023 года, вынесенное в отношении начальника Управления градостроительства и архитектуры г. Пензы Жуковой Татьяны Викторовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Пензенской области Дадаевой Е.К. - без удовлетворения.
Судья Г.К. Шамшутдинова