ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-7300/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Саратов 10 декабря 2020 г.
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Кишаев А.А., рассмотрев жалобу начальника цеха очистных сооружений общества с ограниченной ответственностью «Экологический инвестор – НОРСИ» (далее – ООО «ЭКОИН – НОРСИ») ФИО1 на вступившие в законную силу постановление судьи Кстовского городского суда Нижегородской области от 13 мая 2020 г. и решение судьи Нижегородского областного суда от 15 июля 2020 г., вынесенные в отношении начальника цеха очистных сооружений ООО «ЭКОИН – НОРСИ» ФИО1 (далее – ФИО1) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Кстовского городского суда Нижегородской области от 13 мая 2020 г., оставленным без изменения решением судьи Нижегородского областного суда от 15 июля 2020 г., начальник цеха очистных сооружений ООО «ЭКОИН – НОРСИ» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, начальник цеха очистных сооружений ООО «ЭКОИН – НОРСИ» ФИО1 просит отменить судебные акты по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу статьи 30 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию. Перечень отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию, устанавливается федеральными законами.
Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Пункт 11 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусматривает, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что в период со 2 по 30 марта 2020 г. в отношении ООО «ЭКОИН – НОРСИ» на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ№ проведена плановая выездная проверка соблюдения требований природоохранного законодательства.
В ходе проверки установлено, что ООО «ЭКОИН – НОРСИ» зарегистрировано в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства и относится к категории «среднее предприятие».
ООО «ЭКОИН – НОРСИ» осуществляет деятельность по распределению воды для питьевых и промышленных нужд (ОКВЭД 36.00.2), в результате которой на объекте № (цех очистных сооружений) образуются отходы производства и потребления: сбор и очистка промышленных сточных вод промышленной зоны города Кстово.
По договору аренды недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ № № ООО «ЛУКОЙЛ – Нижегороднефтеоргсинтез» предоставил ООО «ЭКОИН – НОРСИ» в аренду объект недвижимости: участок обезвоживания осадка (иловые карты), расположенные по адресу: <адрес>. Пригородная зона промзона города Кстово (кадастровый условный) №.
ДД.ММ.ГГГГ лабораторией ФБУ «ЦЛАТИ по ПФО» был произведен отбор проб ила биологических очистных сооружений в месте последней выгрузки на иловые карты (протокол взятия проб и образцов от ДД.ММ.ГГГГ№; акт отбора пробы от ДД.ММ.ГГГГ№).
Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ№ результатов анализа на токсичность отхода, ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно – бытовых и смешанных сточных вод, код по ФКК07 22 200 01 39 4, относится к IV классу опасности.
ДД.ММ.ГГГГ лабораторией ФБУ «ЦЛАТИ по ПФО» был произведен отбор проб отлежавшегося ила биологических очистных сооружений (протокол взятия проб и образцов от ДД.ММ.ГГГГ№; акт отбора пробы от ДД.ММ.ГГГГ№).
Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ№ результатов анализа на токсичность отхода, ил стабилизированный биологических очистных сооружений хозяйственно – бытовых и смешанных сточных вод, код по ФКК07 22 200 02 39 5, относится к V классу опасности.
На основании изложенного ООО «ЭКОИН – НОРСИ» осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности без соответствующей лицензии.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» утилизация отходов – это использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация).
В ходе проверки также установлено, что на установке «Флоттвег», на которой происходит обработка нефтезагрязненных сточных вод на три фракции: водная фракция; нефтесодержащий осадок механической очистки (КЕК), который накапливается сначала в металлических контейнерах, а потом вывозится на площадку временного накопления (хранения) в секции № шламонакопителя. После чего изымается и вывозится для дальнейшей утилизации (договор с ООО «ЭКОИН – НОРСИ» «НТН» от ДД.ММ.ГГГГ№-№).
Таким образом, в ходе проверки установлено осуществление ООО «ЭКОИН – НОРСИ» лицензируемого вида деятельности по утилизации нефтесодержащих отходов в отсутствие лицензии, что является нарушением статей 1, 9 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
В силу приказа от ДД.ММ.ГГГГ№ «О назначении ответственных за охрану окружающей среды и производственный экологический контроль» ответственным за выполнение требований природоохранного законодательства и обеспечения экологической безопасности в цехе очистных сооружений ООО «ЭКОИН – НОРСИ», является начальник названного цеха ФИО1
В связи с осуществлением деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), в отношении начальника цеха очистных сооружений ООО «ЭКОИН – НОРСИ» ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 158-160); двумя актами обследования территорий (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 82, 83); протоколом взятия проб и образцов от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 86-87); актом отбора пробы от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 88-89); протоколом от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 90); протоколом взятия проб и образцов от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 91-92); актом отбора пробы от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 93-94); протоколом от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 95), а также иными материалами дела, которым нижестоящими судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы, требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса
Доказательства, на основании которых установлена виновность начальника цеха очистных сооружений ООО «ЭКОИН – НОРСИ» ФИО1, получены в ходе проведения плановой выездной проверки. Оснований для признания полученных в ходе проверки доказательств недопустимыми не имеется. Фактические обстоятельства, которые выявлены в ходе проверки - доводами жалобы и представленными в материалы дела доказательствами не опровергаются.
Утверждения в жалобе о том, что постановление от 13 мая 2020 г. фактически вынесено судьей Кстовского городского суда Нижегородской области в период действия ограничительных мер, вызванных пандемией коронавирусной инфекции, отмену обжалуемых актов не влечет.
Как следует из материалов дела, рассмотрение дела проведено 13 мая 2020 г. ФИО1 надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 167). Судья городского суда, признав извещение надлежащим с учетом отсутствия ходатайства об отложении рассмотрения дела, обоснованно рассмотрел жалобу и вынес решение без участия ФИО1
Согласно разъяснениям, содержащимся в ответе на первый вопрос Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 г., вопрос о необходимости отложения судебного разбирательства в связи с введением в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» правовых режимов, предусматривающих ограничения свободного перемещения граждан, их нахождения в общественных местах, государственных и иных учреждениях, должен решаться судом самостоятельно применительно к каждому конкретному делу с учетом необходимости соблюдения сроков рассмотрения дела судом соответствующей инстанции и разумного срока судопроизводства.
С учетом обстоятельств дела, мнений участников судопроизводства и условий режима, введенного в субъекте Российской Федерации, суд вправе самостоятельно принять решение о рассмотрении дела в период действия ограничительных мер, связанных с противодействием распространению новой коронавирусной инфекции, не относящегося к категории безотлагательных.
Применительно к настоящему спору, судья городского суда имел возможность рассмотреть жалобу по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Доводы жалобы о том, что извещение о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении ФИО1 не доставлялось не может повлечь отмены обжалуемых судебных актов, поскольку основаны на ином изложении фактических обстоятельств дела.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ФИО1 извещался Кстовским городским судом Нижегородской области о времени и месте рассмотрения дела заказным письмом с уведомлением (трек №), между тем, указанное письмо вернулось отправителю ДД.ММ.ГГГГ за истечением срока хранения (л.д. 167).
Доводы заявителя в жалобе о необоснованном отказе судьей областного суда в удовлетворении заявленного ходатайства об отложении судебного заседания не свидетельствуют о допущенных в ходе производства по делу нарушениях процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку заявленное ФИО1 ходатайство судьей было разрешено в соответствии с требованиями статьи 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказ в удовлетворении такого ходатайства мотивирован. При этом имеющаяся по делу совокупность доказательств, являлась достаточной для рассмотрения и разрешения дела.
Вопреки доводам жалобы, протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ составлен должностным лицом в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Иные доводы, аналогичные приведенным в рассматриваемой жалобе, были предметом проверки судебными инстанциями в ходе производства по делу, своего подтверждения не нашли, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях начальника цеха очистных сооружений ООО «ЭКОИН – НОРСИ» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судебными инстанциями допущены нарушения норм материального права и предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Постановление о привлечении начальника цеха очистных сооружений ООО «ЭКОИН – НОРСИ» ФИО1 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции части 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений статей 4.1, 3.4 данного Кодекса.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Кстовского городского суда Нижегородской области от 13 мая 2020 г. и решение судьи Нижегородского областного суда от 15 июля 2020 г., вынесенные в отношении начальника цеха очистных сооружений общества с ограниченной ответственностью «Экологический инвестор – НОРСИ» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу начальника цеха очистных сооружений общества с ограниченной ответственностью «Экологический инвестор – НОРСИ» ФИО1 – без удовлетворения.
Судья А.А. Кишаев