ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-732/2022 от 23.03.2022 Третьего кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-732/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 23 марта 2022 года

Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рябинин К.В., рассмотрев жалобу начальника Управления Росгвардии по Ненецкому автономному округу Дмитриева А.Ю. на вступившее в законную силу решение судьи Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 09 сентября 2021 года, вынесенное в отношении акционерного общества «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» (далее – АО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд») по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

установил:

постановлением мирового судьи Ненецкого автономного округа от 16 июля 2021 года АО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 70000 рублей.

Решением судьи Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 09 сентября 2021 года постановление мирового судьи Ненецкого автономного округа от 16 июля 2021 года изменено. Из мотивировочной части постановления исключено указание на нарушение АО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» требований п. п. 23, 25, 26 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года № 458 дсп; п.п. 3, 7 Правил актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года № 460; ч.4 ст.9 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса». Административный штраф снижен до 50000 рублей. В остальной части постановление мирового судьи Ненецкого автономного округа от 16 июля 2021 года оставлено без изменений.

В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, начальник Управления Росгвардии по Ненецкому автономному округу Дмитриев А.Ю. просит решение судьи Нарьян-Марского городского суда ненецкого автономного округа от 09 сентября 2021 года отменить с оставлением в силе постановления мирового судьи Ненецкого автономного округа от 16 июля 2021 года, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.

Защитник АО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» Калинина О.Ф. представила возражения на жалобу, в которой просит в удовлетворении жалобы отказать.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.

Частью 2 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, отнесенных к объектам высокой или средней категории опасности, либо воспрепятствование соблюдению указанных требований юридическими лицами, должностными лицами, в том числе руководителями субъекта топливно-энергетического комплекса, или гражданами, если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Как следует из материалов дела, в отношении АО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» возбуждено дело об административном правонарушении на основании нижеследующих обстоятельств.

В ходе проведенной в период с 01 июня 2021 года по 29 июня 2021 года плановой проверки объекта ТЭК «Площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов АО «Нарьян-Марский ОАО» должностными лицами отдела Росгвардии по Ненецкому автономному округу выявлены следующие нарушения требований по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности категорированных объектом ТЭК АО «Нарьян-Марский ОАО»:

- в нарушение требований п. п. 23, 25, 26 Правил по обеспечению безопасности и террористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, актуализированный акт обследования объекта ТЭК «Площадки нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов АО «Нарьян-Марский ОАО» по состоянию на 29.06.2021 г. не составлен;

- в нарушение требований п. 3 Правил актуализации паспорта безопасности объекта ТЭК, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 г. № 460 (далее — Правила актуализации паспорта), субъект ТЭК АО «Нарьян-Марский ОАО» не актуализировал паспорт безопасности объекта ТЭК. Паспорт опасности объекта ТЭК «Площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» утвержден генеральным директором 14.08.2017 г., согласован председателем антитеррористической комиссии Ненецкого АО 22.08.2017 г., соответственно субъект ТЭК АО «Нарьян-Марский ОАО» вовремя не уведомил об отсутствии оснований для проведения актуализации паспорта;

- в нарушение требований части 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», сотрудники собственной службы авиационной (транспортной) безопасности объекта ТЭК АО «Нарьян-Марский ОАО», осуществляют охрану объекта без использования гражданского, служебного оружия и специальных средств;

- в нарушение требований части 4 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» охрана силами собственной службы авиационной (транспортной) безопасности объекта ТЭК «Площадка нефтебазы по хранению перевалке нефти и нефтепродуктов АО «Нарьян-Марский ОАО» осуществляется неправомерно, поскольку в соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», для обеспечения физической защиты объекта ТЭК могут привлекаться подразделения и (или) организации федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, подразделения ведомственной охраны, частные охранные организации в зависимости от категории объекта и в соответствии с паспортом безопасности объекта ТЭК. Служба авиационной (транспортной) безопасности не относится ни к вневедомственной охране, ни к подразделениям ведомственной охраны, ни к частным охранным организациям.

В соответствии с частями 1,7 статьи 8 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» субъекты топливно-энергетического комплекса составляют паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса по форме согласно приложению к настоящему Федеральному закону. Паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса подлежат актуализации в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Согласно подпункту «е» пункта 3 Правил актуализации паспорта актуализация паспорта субъектами топливно-энергетического комплекса осуществляется при изменении компонентов организации охраны и защиты объекта (в том числе пропускного и внутриобъектового режимов) и инженерно-технических средств его охраны (в соответствии с требованиями обеспечения безопасности объектов и требованиями антитеррористической защищенности объектов), оказывающих влияние на эффективность системы физической защиты объекта.

Субъект топливно-энергетического комплекса каждые 3 года, начиная с года, следующего за годом утверждения паспорта, уведомляет в письменной форме уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также соответствующий территориальный орган Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации об отсутствии оснований для проведения актуализации паспорта, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил (пункт 7 Правил актуализации паспорта).

В соответствии с пунктом 23 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года № 458 (далее – Правила № 458) анализ уязвимости объекта в целом, выявление уязвимых мест, потенциально опасных участков и критических элементов, а также оценка эффективности существующей системы физической защиты объекта осуществляется путем его обследования комиссией, формируемой субъектом топливно-энергетического комплекса (далее - комиссия). Объекты высокой и средней категории опасности обследуется не реже одного раза в год.

По результатам работы комиссии составляется акт обследования объекта (пункт 25 Правил № 458).

Акт обследования объекта составляется в 4 экземплярах, при этом 2 экземпляра остаются у субъекта топливно-энергетического комплекса для реализации мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, 1 экземпляр направляется в антитеррористическую комиссию в субъекте Российской Федерации и 1 экземпляр – в Министерство энергетики Российской Федерации (пункт 26 Правил № 458).

Исключая из постановления мирового судьи Ненецкого автономного округа от 16 июля 2021 года выводы о нарушении АО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» подпункта «е» пункта 3 Правил актуализации паспорта, судья районного суда правомерно исходил из того, что в протоколе об административном правонарушении, а также в акте проверки и предписании не указаны ни обстоятельства, являющиеся основанием для проведения актуализации паспорта, ни время их возникновения, в связи с чем не доказано нарушение организацией пункта 3 Правил актуализации паспорта.

Исключая из постановления мирового судьи Ненецкого автономного округа от 16 июля 2021 года выводы о нарушении АО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» о нарушении пункта 7 Правил актуализации паспорта и пунктов 23, 25, 26 Правил № 458 судья правомерно исходил из того, что на день вынесения постановления срок давности привлечения к административной ответственности в указанной части истек.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» система физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса представляет собой совокупность направленных на предотвращение актов незаконного вмешательства организационных, административных и правовых мер, инженерно-технических средств охраны и действий подразделений охраны, имеющих в своем распоряжении гражданское, служебное оружие и специальные средства.

Согласно части 4 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» для обеспечения физической защиты объекта топливно-энергетического комплекса могут привлекаться подразделения и (или) организации федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, подразделения ведомственной охраны, частные охранные организации в зависимости от категории объекта и в соответствии с паспортом безопасности объекта топливно-энергетического комплекса.

Исходя из системного толкования частей 1 и 4 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» система физической защиты объекта топливно-энергетического комплекса включает в себя действия по охране объекта лицами, имеющими в своем распоряжении гражданское, служебное оружие и специальные средства, что может быть обеспечено собственными подразделениями охраны либо организациями, привлеченными в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса».

Принимая во внимание, что АО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» привлечено к административной ответственности за нарушение требований части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (необеспечение физической защиты объекта топливно-энергетического комплекса лицами, имеющими в своем распоряжении гражданское, служебное оружие и специальные средства), полагаю излишним дополнительное указание о нарушении организацией части 4 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», предоставляющей лишь право привлечения соответствующих организаций.

На основании вышеизложенного судьей Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа правомерно принято решение об исключении из мотивировочной части постановления указания на нарушение организацией п. п. 23, 25, 26 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года № 458 дсп; п.п. 3, 7 Правил актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года № 460; п.4 ст.9 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса». прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В остальной части АО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого акта, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

решение судьи Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 09 сентября 2021 года, вынесенное в отношении акционерного общества «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу начальника Управления Росгвардии по Ненецкому автономному округу Дмитриева А.Ю. – без удовлетворения.

Судья Третьего кассационного суда К.В. Рябинин

общей юрисдикции