ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-7349/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Кемерово 09 ноября 2021 г.
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев жалобу заместителя руководителя межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому Федеральному округу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи 2-го судебного участка Дзержинского судебного района г. Новосибирска от 16 июня 2021г, решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 05 августа 2021г, вынесенные в отношении ООО «Регион-СВ» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.19 КоАП РФ,
установил:
постановлением мирового судьи 2-го судебного участка Дзержинского судебного района г. Новосибирска от 16 июня 2021г, оставленным без изменения решением Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 05 августа 2021г, прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Регион-СВ» по ст. 14.19 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях состава административного правонарушения.
В жалобе заместитель руководителя МРУ Россалкогольрегулирования по Сибирскому Федеральному округу ФИО1 просит решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска отменить, возвратить дело на новое рассмотрение.
ООО «Регион-СВ» уведомленные о подаче кассационной жалобы, в установленный срок возражений не предоставили.
Проверив материалы дела изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.
Основанием для составления протокола об административном правонарушении в отношении ООО «Регион-СВ» по ст. 14.19 КоАП РФ послужили те основания, что в ходе проведения административного расследования, 13.08.2020г установлено, что общество осуществляло оборот алкогольной продукции, сведения об обороте которой не зафиксированы в ЕГАИС; нарушены сроки фиксации в ЕГАИС акта списания алкогольной продукции, установленные подп. 5.4.1 Приложения № 5 к Приказу № 149; нарушен установленный законом порядок учета объема оборота алкогольной продукции и нефиксация информации в ЕГАИС в установленном порядке.
Постановлением мирового судьи, с которым согласился судья районного суда, производства по делу прекращено за отсутствием состава вмененного обществу состава административного правонарушения.
Суды пришли к выводу о том, что привлекаемое к административной ответственности лицо не было в установленном порядке извещено о дате и времени составления протокола об административном правонарушении.
В жалобе, поданной в кассационный суд заместитель руководителя приводит доводы, свидетельствующие о наличии события административного правонарушения, полагает, что районный суд должен был установить обстоятельства, свидетельствующие о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.19 КоАП РФ в действиях ООО «Регион-СВ» и разрешить вопрос о судьбе спорной продукции в соответствии с действующим законодательством..
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
На момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной категории дел истек, а производство по делу в отношении последнего было прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения. При указанных обстоятельствах возможность возобновления производства по данному административному делу и правовой оценки действий названного лица на предмет доказанности события административного правонарушения утрачена.
По доводам жалобы отмена принятых по делу постановления и решения утрачена.
Вместе с тем, согласно пункту 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения данного Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
Согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также незаконного использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации, изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если их производство и (или) оборот осуществляются без фиксации и передачи информации об объеме производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 данного Федерального закона.
Исходя из указанной нормы спиртосодержащая продукция, в случае, если ее производство и (или) оборот осуществляются без фиксации и передачи информации об объеме производства и (или) оборота в единую государственную автоматизированную информационную систему, признается находящейся в незаконном обороте.
Такая спиртосодержащая продукция подлежит изъятию независимо от установления наличия либо отсутствия вины общества в совершении вмененного административного правонарушения.
Из материалов дела следует, что протоколом изъятия товаров и иных вещей № 0601/120820/03713 от 13.08.2020г изъята алкогольная продукция, хранение которой осуществлялось ООО «Регион-СВ» <адрес> а именно: пиво <данные изъяты> 4,5%, количество- 6 шт, вид потребительской тары и емкости 50л, дата розлива 02.08.2020, наименование изготовителя- <данные изъяты>; пиво <данные изъяты> 4,0% в количестве 1 шт, вид потребительской тары и емкости 50л, дата розлива 24.07.2020, наименование изготовителя- <данные изъяты> пиво <данные изъяты>, 4,0% в количестве 43 шт, вид потребительской тары и емкости 50л, дата розлива 07.08.2020, наименование изготовителя- <данные изъяты> Итого 50 шт, (л.д.73-74).
Прекращая производство по делу, мировой судья в резолютивной части постановления указал, что изъятую алкогольную продукцию в количестве 50 единиц (кеги) в рамках протокола № 0601/120820/03713 об административном правонарушении от 07.12.2020г по вступлению постановления в силу вернуть собственнику. При этом не указал конкретного собственника, не мотивировал принятое в указанной части решение, не учел положения норм процессуального права, приведенного выше.
Прекращение производства по настоящему делу об административном правонарушении само по себе не влечет возврат обществу изъятой у него спиртосодержащей продукции, находившейся в незаконном обороте.
Изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения в случае, когда это имущество в соответствии с законом изъято из оборота либо находится в противоправном владении лица по иным причинам и на этом основании подлежит обращению в собственность государства или уничтожению, не является конфискацией, то есть видом административного наказания, и предполагает лишение лица имущества, только если последний владеет им незаконно, а также не находится в прямой зависимости от факта привлечения к административной ответственности.
Изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения в соответствии с частью 3 статьи 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях у лиц, которые владеют данным имуществом на законных основаниях (например, в силу договора аренды), лишь на том основании, что оно используется с нарушением установленных законом требований, недопустимо. Исключением из этого правила являются случаи, прямо предусмотренные законом (например, пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции") (пункт 23.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
На основании изложенного, спиртосодержащая продукция, изъятая у общества в соответствии с протоколом изъятия вещей и документов от 13 августа 2020 года и перечисленная в резолютивной части постановления мирового судьи от 16 июня 2021г, подлежит уничтожению.
Руководствуясь ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
жалобу заместителя руководителя МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому Федеральному округу ФИО1 удовлетворить частично.
Постановление мирового судьи 2-го судебного участка Дзержинского судебного района г. Новосибирска от 16 июня 2021г, решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 05 августа 2021г, вынесенные в отношении ООО «Регион-СВ», по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.19 КоАП РФ- изменить.
Алкогольную продукцию, перечисленную в резолютивной части постановления мирового судьи 2-го судебного участка Дзержинского судебного района г. Новосибирска от 16 июня 2021г направить на уничтожение.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Судья: С.Н. Михеева