ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-7352/2023 от 30.11.2023 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

N 16-7352/2023

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Саратов 30 ноября 2023 года

Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу заведующей отделом проверок инспекции N 6 аппарата Контрольно-счетной палаты Московской области Репниковой Ю.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N362 Щелковского судебного района Московской области от 28 июня 2023 года, решение судьи Щелковского городского суда Московской области от 14 августа 2023 года, состоявшиеся в отношении главного врача ГБУЗ МО "Щелковская станция переливания крови" Мироненко Александра Юрьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

постановлением мирового судьи судебного участка N362 Щелковского судебного района Московской области от 28 июня 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Щелковского городского суда Московской области от 14 августа 2023 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении главного врача ГБУЗ МО "Щелковская станция переливания крови" Мироненко А.Ю. прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, направившее дело на рассмотрение мировому судье, заведующая отделом проверок Инспекции N 6 аппарата Контрольно-счетной палаты Московской области Репникова Ю.А. ставит вопрос об отмене судебных актов, приводя доводы о незаконности, направлении дела на новое рассмотрение.

Мироненко А.Ю., уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, возражения на нее не представил.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии со статьей 15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела основанием для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного врача ГБУЗ МО "Щелковская станция переливания крови" Мироненко А.Ю. послужили изложенные в нем выводы должностного лица о том, что 19 января 2021 года между министерством здравоохранения Московской области и ГБУЗ МО "Щелковская станция переливания крови" было заключено соглашение N 0766 о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).

В период с 1 апреля 2020 года до 4 октября 2021 года главным врачом ГБУЗ МО "Щелковская станция переливания крови" являлся Мироненко А.Ю., который в силу занимаемой должности нес обязанности по обеспечению выполнения государственного задания в полном объеме, целевого и рационального использования бюджетных средств, в том числе субсидий на оказание государственных услуг (выполнение работ), субсидий на иные цели, и соблюдение учреждением финансовой дисциплины в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3.2.7 Устава ГБУЗ МО "Щелковская станция переливания крови").

Распоряжением Правительства Московской области от 19 мая 2021 года N 332-РП "О реорганизации службы крови Московской области" ГБУЗ МО "Щелковская станция переливания крови" в числе прочих было реорганизовано в форме слияния с образованием на базе слияющихся государственных бюджетных учреждений здравоохранения ГБУЗ МО "Московский областной центр крови".

Ввиду указанного события во исполнение бюджетного законодательства ГБУЗ МО "Щелковская станция переливания крови" было выставлено требование о возвращении неиспользованной суммы субсидии.

Согласно протоколу об административном правонарушении должностному лицу Мироненко А.Ю. вменяется возвращение не в полном объеме неиспользованной суммы субсидии, предоставленной для выполнения государственного задания N 8250406 на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов.

Прекращая производство по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья, с выводами которого согласился судья районного суда, исходил из того, что из представленных ГБУЗ МО "Московский областной центр переливания крови" по запросу суда сведениям, в процессе реорганизации ГБУЗ МО "Щелковская станция переливания крови" осуществило передачу ГБУЗ МО "Московский областной центр крови" материальных запасов, приобретенных для осуществления медицинских услуг, что не учтено при составлении протокола об административном правонарушении должностным лицом контрольно-счетной палаты, который при определении размера неиспользованной части субсидии исходил из объема выполненных работ на момент реорганизации учреждения.

Основной функциональной обязанностью по должности главного врача ГБУЗ МО "Щелковская станция переливания крови" является обеспечение нормального режима функционирования учреждения здравоохранения, как социально значимого объекта. Указанное следует как из представленных в материалы дела доказательств, в том числе Устава учреждения здравоохранения, так непосредственно вытекает из конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, с учетом конституционных принципов приоритета прав и свобод человека и гражданина, а также верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации. При этом исполнение иных должностных обязанностей главного врача является производным от указанного, с учетом основных целей и задач учреждения здравоохранения, характера его деятельности.

В ходе рассмотрения дела установлено, что перечисление неиспользованных остатков субсидии в размере, не соответствующем показателям, характеризующим объем не оказанных государственных услуг (невыполненных работ), было обусловлено деятельностью ГБУЗ МО "Щелковская станция переливания крови" по закупке товарно-материальных ценностей для функционирования учреждения по его предназначению во втором полугодии 2021 года.

В связи с чем судебные инстанции пришли к выводу о том, что главным врачом ГБУЗ МО "Щелковская станция переливания крови" Мироненко А. Ю. были приняты все зависящие от него меры, направленные на исполнение вышеуказанного порядка, фактов неисполнения либо ненадлежащего исполнения должностным лицом своих служебных обязанностей в ходе судебного разбирательства установлено не было.

Вместе с тем при рассмотрении дела об административном правонарушении и жалобы должностного лица на постановление по делу об административном правонарушении судебными инстанциями не учтено следующее.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, представляет собой действие или бездействие, которое заключается в нарушении порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания.

В силу положений статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями, учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями формируется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета).

На период указанных событий действовал Порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания государственными учреждениями Московской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Московской области, утвержденный Постановлением Правительства Московской области от 18 октября 2016 года N 758/38 (далее - Порядок)

В соответствии с пунктом 12 Порядка основаниями для досрочного прекращения выполнения государственного задания является, помимо прочего, реорганизация государственного учреждения.

Досрочное прекращение выполнения государственного задания осуществляется по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, а также главного распорядителя средств бюджета Московской области в отношении находящегося в его ведении государственного казенного учреждения Московской области.

В случае принятия нормативных правовых актов, устанавливающих основания прекращения выполнения государственного задания, орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, а также главный распорядитель средств бюджета Московской области в отношении находящегося в его ведении государственного казенного учреждения Московской области в течение пяти рабочих дней в письменной форме уведомляет об этом руководителя государственного учреждения.

При досрочном прекращении выполнения государственного задания по основаниям, определенным в пункте 12 настоящего Порядка, неиспользованные остатки субсидии в размере, соответствующем показателям, характеризующим объем неоказанных государственных услуг (невыполненных работ), подлежат перечислению в бюджет Московской области в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании пункта 1 приказа министерства здравоохранения Московской области от 17 июня 2021 года N527 "О досрочном прекращении выполнения государственного задания на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" досрочно прекращено выполнение государственных заданий на 2021 год, установленных, в том числе, для ГБУЗ МО "Щелковская станция переливания крови".

Исходя из положений пункта 12 Порядка, на руководителей указанных бюджетных учреждений возложена обязанность перечисления в бюджет Московской области неиспользованных остатков субсидии в размере, соответствующем показателям, характеризующим объем неоказанных государственных услуг (невыполненных работ).

При рассмотрении дела судебными инстанциями установлено, что таковую обязанность в полном объеме Мироненко А.Ю. не исполнил.

Данные обстоятельства не были учтены предыдущими судебными инстанциями.

При этом вывод судебных инстанций о том, что направление неиспользованной части субсидии на иные цели, кроме как выполнение государственного задания и достижение показателей, обусловлено деятельностью ГБУЗ МО "Щелковская станция переливания крови" по закупке товарно-материальных ценностей для функционирования учреждения по его предназначению, не свидетельствует о соблюдении названных требований закона.

Такое разрешение дела и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.

Допущенное судебными инстанциями нарушение требований указанных норм является существенным, повлияло на всесторонность и полноту рассмотрения дела, обстоятельства, имеющие значение для правильного его разрешения, выяснены не были.

В связи с изложенным, состоявшиеся в отношении главного врача ГБУЗ МО "Щелковская станция переливания крови" Мироненко А.Ю. по настоящему делу об административном правонарушении постановление мирового судьи судебного участка N362 Щелковского судебного района Московской области от 28 июня 2023 года, решение судьи Щелковского городского суда Московской области от 14 августа 2023 года, подлежат отмене.

Поскольку на момент рассмотрения в Первом кассационном суде общей юрисдикции жалобы должностного лица срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, не истек, то настоящее дело об административном правонарушении подлежит направлению на новое рассмотрение мировому судье судебного участка N362 Щелковского судебного района Московской области.

При новом рассмотрении дела следует учесть изложенное в настоящем постановлении, всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела, дать оценку всем доводам и представленным доказательствам, и, правильно применив нормы права, вынести законное и обоснованное решение.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановила:

постановление мирового судьи судебного участка N362 Щелковского судебного района Московской области от 28 июня 2023 года, решение судьи Щелковского городского суда Московской области от 14 августа 2023 года, состоявшиеся в отношении главного врача ГБУЗ МО "Щелковская станция переливания крови" Мироненко Александра Юрьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить

Дело об административном правонарушении возвратить мировому судье судебного участка N362 Щелковского судебного района Московской области на новое рассмотрение.

Судья Г.К. Шамшутдинова