ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-7357/2022 от 01.08.2023 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Дело № П16-3508/2023

город Краснодар 01 августа 2023 года

Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Русаков А.Е., рассмотрев жалобу генерального директора Акционерного общества "Таманьнефтегаз" ФИО2 на вступившие в законную силу постановление судьи Темрюкского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО "Таманьнефтегаз",

установил:

постановлением судьи Темрюкского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ АО "Таманьнефтегаз" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание назначено в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор АО "Таманьнефтегаз" ФИО2 просит отменить состоявшиеся в отношении юридического лица судебное постановление, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указывает, что юридическое лицо, либо его законный представитель не были надлежащим образом уведомлены о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении. ФИО3, присутствовавший при составлении протокола об административном правонарушении не уполномочен был представлять интересы общества по делу об административном правонарушении.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.

На основании части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в интересах законности, судья полагает необходимым проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.

Частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в постановлении приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения АО "Таманьнефтегаз" к административной ответственности) предусмотрена ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Как следует из материалов дела, основанием для привлечения указанного юридического лица к административной ответственности, предусмотренной выше нормой послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства, согласно которых при эксплуатации опасного производственного объекта "База товарно-сырьевая нефть и нефтепродукты», peг. № А30-05176-0006», расположенного по адресу: 353535, <адрес>, допущены нарушения требований промышленной безопасности. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий должностным лицом Ростехнадзора были выявлены нарушения обязательных требовании иди требовании, установленных следующими муниципальными правовыми актами: Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов", утвержденные приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ; Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утвержденные приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ; Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ", утвержденные приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ; Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств", утвержденные приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №а 533.

В ходе рассмотрения дела, судья районного суда на основании представленных доказательств, пришел к выводу о виновности АО "Таманьнефтегаз" в совершении административного правонарушения предусмотренного указанной нормой.

Между тем, судей районного суда не учтено следующее.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.

Исходя из положений данной нормы, протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, составлен государственным инспектором межрегионального отдела по надзору за объектами нефтеперерабатывающей промышленности и магистрального трубопроводного транспорта в Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в отношении АО "Таманьнефтегаз" в отсутствие законного представителя юридического лица (л.д. 11-16).

При этом данные, которые могли бы свидетельствовать о том, что АО "Таманьнефтегаз", либо законный представитель юридического лица извещался о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, в материалах дела отсутствуют.

Из содержания протокола об административном правонарушении следует, что он составлен в присутствии ФИО3, указанного в данном процессуальном документе в качестве представителя.

Вместе с тем оснований, позволяющих сделать вывод о том, что это лицо было наделено полномочиями действовать в качестве защитника АО "Таманьнефтегаз" в производстве по делу об административном правонарушении, в том числе принимать участие при составлении протоколов об административных правонарушениях, не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении наделено правом пользоваться юридической помощью защитника.

Согласно статье 25.5 названного Кодекса в производстве по делу об административном правонарушении для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по такому делу, может участвовать защитник. В качестве защитника к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента его возбуждения допускается адвокат или иное лицо, полномочия которого удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

Поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не регулирует вопрос о том, каким образом должны быть оформлены полномочия защитника на участие в деле об административном правонарушении, данный вопрос может быть решен применительно к положениям частей 2 и 6 статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в которых закреплен порядок оформления полномочий представителя.

Доверенностью от ДД.ММ.ГГГГФИО3 уполномочен ЗАО "Таманьнефтегаз" в лице генерального директора ФИО4 представлять интересы доверителя в Северо-Кавказском Управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, любых его территориальных органах и подразделениях по всем вопросам, связанным с внесением изменений в государственный реестр опасных производственных объектов, регистрацией и перерегистрацией опасных производственных объектов доверителя, регистраций заключений экспертизы промышленной безопасности, подавать все виды требуемых документов доверителя, получать свидетельства о регистрации, заключения, уведомления и иные документы, удостоверять своей подписью копии документов, расписываться в случае необходимости, а так же осуществлять иные действия, связанные с выполнением данного поручения (л.д. 44).

Таким образом, данной доверенностью ФИО3 не наделен полномочиями представлять интересы юридического лица АО "Таманьнефтегаз", в частности, при составлении протокола об административном правонарушении.

Составление протокола об административных правонарушениях в отсутствие законного представителя АО "Таманьнефтегаз", не извещенного о месте и времени их составления, в присутствии лица, не имеющего полномочий на участие в производстве по делу об административном правонарушении, не отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и повлекло нарушение права АО "Таманьнефтегаз" на защиту.

Допущенное по настоящему делу нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным и повлияло на законность принятого по делу акта.

При таких обстоятельствах постановление судьи Темрюкского районного суда Краснодарского края от 05 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО "Таманьнефтегаз" подлежит отмене.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

С учетом того, что на момент рассмотрения в Четвертом кассационный суд общей юрисдикции жалобы генерального директора ФИО5 срок давности привлечения АО "Таманьнефтегаз" к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек, производство по данному делу в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

жалобу генерального директора АО "Таманьнефтегаз" ФИО5 удовлетворить.

Постановление судьи Темрюкского районного суда Краснодарского края от 05 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО "Таманьнефтегаз" отменить.

Производство по данному делу на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Судья Четвертого кассационного

суда общей юрисдикции А.Е. Русаков