ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-98/2024
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Кемерово 26 января 2024 г.
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление врио начальника ОВМ ОМВД России по Октябрьскому району г. Томска от 07 апреля 2023г № 401, решение судьи Октябрьского районного суда г. Томска от 27 июня 2023г, решение судьи Томского областного суда от 14 июля 2023г, вынесенные в отношении ФИО1, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ,
установил:
постановлением врио начальника ОВМ ОМВД России по Октябрьскому району г. Томска от 07 апреля 2023г, ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 18.8 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 100 рублей.
Решением судьи Октябрьского районного суда г. Томска от 27 июня 2023г, оставленном без изменения решением судьи Томского областного суда от 14 июля 2023гпостановление должностного лица от 07 апреля 2023г оставлено без изменения.
В жалобе заявитель просит об изменении постановления и решения судьи районного суда, прекращении производства по делу.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Согласно ч.1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Из материалов дела следует и установлено должностным лицом и судебными инстанциями, что 07 апреля 2023г в 15:30 час в ходе приема граждан в отделе по вопросам миграции ОМВД России по Октябрьскому району г. Томска, по адресу: <...>, каб.5 установлено, что ФИО1, гражданка Республики <данные изъяты> нарушила режим проживания иностранных граждан на территории Российской Федерации, выразившееся в том, что с 11.02.2023г не представила уведомление о подтверждении проживания на территории Российской Федерации своей несовершеннолетней дочери, гражданки <данные изъяты>ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Изложенное явилось основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются протоколом по делу об административном правонарушении, паспортом иностранного гражданина, разрешением на временное проживание на территории Российской Федерации, свидетельством о рождении ФИО9 сведениями ФМС в отношении ФИО1, распиской в получении разрешения на временное проживание в РФ и иными доказательствами, получившими оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Согласно п.9 ст. 6 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин в течение двух месяцев со дня истечения очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание обязан лично или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, подавать в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту получения разрешения на временное проживание уведомление о подтверждении своего проживания в Российской Федерации с приложением справки о доходах, копии налоговой декларации или иного документа, подтверждающего размер и источник дохода данного иностранного гражданина за очередной год со дня получения им разрешения на временное проживание. Указанное уведомление и прилагаемые к нему документы могут быть представлены в форме электронных документов. В случае, если иностранный гражданин желает подтвердить размер и источник дохода посредством представления копии налоговой декларации, данный иностранный гражданин вправе не представлять указанный документ в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае копия налоговой декларации запрашивается в налоговом органе по месту учета иностранного гражданина территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел самостоятельно на основании уведомления данного иностранного гражданина о подтверждении своего проживания в Российской Федерации.
При наличии уважительных причин указанное уведомление может быть подано иностранным гражданином в более поздний срок, но не позднее чем через шесть месяцев со дня истечения очередного года со дня получения разрешения на временное проживание с приложением документов, перечисленных в абзаце первом настоящего пункта, а также документов, подтверждающих невозможность подать указанное уведомление в установленный срок. Документы, подтверждающие невозможность подачи указанного уведомления в установленный срок, могут быть представлены в форме электронных документов.
Форма и порядок подачи уведомления установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2007г №21.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Из материалов дела следует, что ФИО1 выдано разрешение на временное проживание в Российской Федерации с 02.02.2021г по 02.02.2024г.
Из свидетельства о рождении ФИО10ДД.ММ.ГГГГ. следует, что ФИО1 является ее матерью.
Согласно расписки в получении разрешения на временное проживание в РФ, 06.02.2021г ФИО1, в интересах дочери, ФИО11 получила разрешение на временное проживание в Российской Федерации.
Из объяснений ФИО1 следует, что она не подала в установленный срок уведомление о подтверждении проживания несовершеннолетней дочери, ФИО12, т.к. подошел к концу срок действия ее паспорта, пока она делала его, вышел срок подачи уведомления. С нарушением согласилась, о чем собственноручно указала в протоколе.
С учетом представленных в дело доказательств, должностное лицо и судебные инстанции правильно пришли к выводу о том, что в установленный законом срок, ФИО1 не подала в уполномоченный орган по месту получения разрешения на временное проживание уведомление о подтверждении проживания в Российской Федерации несовершеннолетней дочери, ФИО13. При этом доказательств уважительных причин, препятствующих исполнить указанную обязанность, при рассмотрении дела ФИО1 не представлено.
Доводы заявителя о том, что нарушение срока подачи уведомления было вызвано объективными причинами, а именно: получением согласия отца, который проживает в Республике Кыргызстан на получение паспорта на несовершеннолетнюю ФИО14 подлежат отклонению.
Как следует из материалов дела, паспорт, выданный на имя ФИО16 действовал до 27.12.2022г, тогда как обязанность по подаче уведомления исчислялась с 06.12.2022г, каких-либо причин, по которым ФИО1 не могла подать уведомление с учетом конкретных обстоятельств дела до истечения срока действия национального паспорта ФИО15., не указано. Таких доказательств не приобщено и к настоящей жалобе.
Доводы о том, что 2 месяца истекали 06.02.2023г, не являются основанием для отмены принятых по делу актов, поскольку ФИО1 не была лишена возможности и обязана была выполнить требования закона о подачи уведомления в установленный срок.
Доводы о том, что уведомление было подано не позднее 6 месяцев со дня истечения очередного года со дня получения разрешения на временное проживание, в данном случае правового значения не имеют.
Вопреки доводам жалобы, неправильное указание нормы материального права в протоколе по делу об административном правонарушении и постановлении о назначении административного наказания, а также в решении судьи районного суда, основанием для отмены постановления и решений не являются, поскольку событие, вмененное ФИО1 описано в протоколе об административном правонарушении полно и правильно. Нормы материального права, правильно применены областным судом и изложены в принятом по делу решении.
Доводы о том, что ФИО1 повторно привлечена к административной ответственности за одно и тоже правонарушение, подлежат отклонению, поскольку опровергаются материалами дела. Приведенные доводы были предметом проверки и оценки судебных инстанций, обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в решениях.
По настоящему делу правовых оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным, не имеется.
Вместе с тем, решение судьи Томского областного суда подлежит изменению, из мотивировочной части подлежат исключению выводы о том, что совершенное ФИО1 правонарушение является длящимся, поскольку основаны на неправильном толковании норм процессуального права.
В соответствии с пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
В связи с тем, что частью 9 статьи 6 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусмотрен двухмесячный срок для подачи иностранным гражданином (лицом без гражданства) уведомления о подтверждении своего проживания в Российской Федерации, невыполнение этой обязанности не является длящимся административным правонарушением.
Руководствуясь ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
решение судьи Томского областного суда от 14 июля 2023г изменить, исключить выводы о том, что правонарушение, совершенное ФИО1 является длящимся.
В остальной части решение судьи Томского областного суда от 14 июля 2023г, решение судьи Октябрьского районного суда г. Томска от 27 июня 2023г, постановление врио начальника ОВМ ОМВД России по Октябрьскому району г. Томска № 401 от 07 апреля 2023г, вынесенные в отношении ФИО1, по делу об административном правонарушении, предусмотренной ч.1 ст. 18.8 КоАП РФ – оставить без изменения, жалобу ФИО1- без удовлетворения.
Судья: С.Н. Михеева