№ 16-818/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 05 апреля 2022 года
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рябинин К.В., рассмотрев жалобу защитника ФИО1 - Степановой Л.А. на вступившее в законную силу постановление судьи Кронштадского районного суда Санкт-Петербурга от 22 февраля 2019 года, вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
установил:
постановлением судьи Кронштадского районного суда Санкт-Петербурга от 22 февраля 2019 года, ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей с административным выдворением в форме самостоятельного контролируемого выезда за пределы Российской Федерации.
Определением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 25 ноября 2021 года ходатайство ФИО1 о восстановлении срока обжалования постановления судьи Кронштадского районного суда Санкт-Петербурга от 22 февраля 2019 года оставлено без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, защитник ФИО1 – Степанова Л.А. просит судебное постановление отменить, производство по делу прекратить в связи неправильным применением норм материального и процессуального права.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
В соответствии с частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение, предусмотренное частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 21 февраля 2019 года в отношении ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении в связи с тем, что он въехал на территорию РФ 27.04.2018 года по заграничному паспорту №№ от 27.02.2018 года, цель въезда – работа по найму. Регистрацию на территории Российской Федерации оформлять не стал. Документы, подтверждающие законность пребывания на территории РФ, а именно: регистрация по месту пребывания иностранного гражданина отсутствуют, в органы ФМС и МВД по вопросу утраты документов не обращался, является незаконно находящимся на территории РФ.
Исходя из положений статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" законность пребывания на территории РФ иностранного гражданина подтверждается имеющимися у него действительными видом на жительство, разрешением на временное проживание, либо визой и (или) миграционной картой.
Из изложенного в протоколе об административном правонарушении описания события административного правонарушения не следует, что у ФИО1, временно пребывающего на территории РФ, отсутствовала действительная виза или миграционная карта, подтверждающие право ФИО1 законно находиться на территории РФ. В данном протоколе также не указано о том, какой именно предусмотренный законодательством РФ документ отсутствовал у ФИО1 Указанный в протоколе об административном правонарушении документ – «регистрация по месту пребывания иностранного гражданина» законодательством РФ не предусмотрен.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В силу вышеуказанной нормы ФИО1 как временно пребывающий на территории РФ иностранный гражданин подлежал постановке на учет по месту пребывания. Федеральным законом от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" не предусмотрена обязанность временно пребывающих иностранных граждан регистрироваться по месту пребывания.
Место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации - жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона (пункт 4 части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации").
Нарушение установленных Федеральным законом от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" правил постановки на учет по месту пребывания, совершенное в Санкт-Петербурге, подлежит квалификации по части 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в Российской Федерации, выразившееся в нарушении правил миграционного учета, совершенное в Санкт-Петербурге, в случае, если данные нарушения произошли в результате виновных действий (бездействия) иностранного гражданина, а не принимающей стороны.
На основании вышеизложенного, в действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований для переквалификации действий ФИО1 на часть 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нет, так как в протоколе об административном правонарушении не полностью описано событие административного правонарушения, выразившееся в нарушении правил миграционного учета. Так в протоколе не указаны: адрес места пребывания, по которому ФИО1 фактически проживал, но не поставлен на миграционный учет; время, в течение которого ФИО1 проживал по данному адресу; наименование принимающей стороны; установленные Федеральным законом от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" конкретные действия, которые ФИО1 не осуществил в целях постановки на учет по месту пребывания.
При таких обстоятельствах постановление судьи Кронштадского районного суда Санкт-Петербурга от 22 февраля 2019 года, вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Кронштадского районного суда Санкт-Петербурга от 22 февраля 2019 года, вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Третьего кассационного суда К.В. Рябинин
общей юрисдикции