ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-752/20 от 26.03.2020 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-752/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Владивосток 26 марта 2020 года

Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Тымченко А.М., рассмотрев протест заместителя прокурора Чукотского автономного округа Максименко В.В. на вступившее в законную силу решение судьи суда Чукотского автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении Государственной инспекции труда в Чукотском автономном округе

у с т а н о в и л:

постановлением судьи Анадырского городского суда Чукотского автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ Государственная инспекция труда в Чукотском автономном округе признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Решением судьи суда Чукотского автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ постановление судьи Анадырского городского суда Чукотского автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Государственной инспекции труда в Чукотском автономном округе прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В протесте, принесенном в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, заместитель прокурора Чукотского автономного округа Максименко В.В. ставит вопрос об отмене вступившего в законную силу решения судьи, и направлении дела на новое рассмотрение.

Государственная инспекция труда в Чукотском автономном округе, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о подаче заместителя прокурора Чукотского автономного округа Максименко В.В. протеста, в установленный срок направила возражения, в которых указывает на оставление протеста без удовлетворения.

Изучив доводы протеста заместителя прокурора Чукотского автономного округа Максименко В.В., возражения Государственной инспекции труда в Чукотском автономном округе, представленные материалы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Пунктом 3 статьи 22 Закона о прокуратуре предусмотрено, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.

Согласно пункту 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В соответствии с частью 7 статьи 29.2 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» информация о плановых и внеплановых проверках органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений подлежит внесению в единый реестр проверок в соответствии с правилами формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно подпункту «г» пункта 1 приложения № 2 к Правилам формирования и ведения единого государственного реестра проверок, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 года № 415, информация о плановых и внеплановых проверках органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, проводимых в соответствии со статьей 29.2 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений включает в себя информацию о результатах проверки, содержащую сведения о выявленных нарушениях обязательных требований, об их характере и лицах, допустивших указанные нарушения (с указанием положений правовых актов).

Из постановления судья городского суда от ДД.ММ.ГГГГ следует, что прокуратурой Чукотского автономного округа по результатам мониторинга открытых сведений единого реестра проверок на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Государственной инспекции труда в Чукотском автономном округе в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения требований законов о государственном контроле (надзоре).

В ходе проведения проверки в деятельности инспекции выявлены нарушения части 7 статьи 29.2 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», подпункту «г» пункта 1 приложения № 2 к Правилам формирования и ведения единого государственного реестра проверок, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 года № 415, выраженных в непринятии должностными лицами инспекции по внесению в единый государственный реестр проверок сведений о лицах, допустивших нарушения закона, которые выявлены в ходе проведения инспекции в марте 2019 года на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ проверки проведения Департаментом социальной политики Чукотского автономного округа переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

В целях устранения нарушений прокуратурой округа в инспекцию внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ, которое получено Государственной инспекции труда в Чукотском автономном округе ДД.ММ.ГГГГ, однако в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ мер по устранению законов инспекций не приняты, что выявлено ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением судьи Анадырского городского суда Чукотского автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ Государственная инспекция труда в Чукотском признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья суда Чукотского автономного округа, отменяя вынесенное постановление и прекращая производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходил из того, что требование прокурора в части внесения в единый реестр проверок сведений о лицах, допустивших нарушения законов, при указанных обстоятельствах является невыполнимым, то возбуждение прокурором в отношении Государственной инспекции труда в Чукотском автономном округе дела об административном правонарушении за невыполнение такого требования прокурора является необоснованным.

В соответствии со статьей 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях объектом пересмотра являются вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов.

Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение или отмена постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.

Приведенная правовая позиция корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.01.1950), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.

В целях реализации данного подхода в пункте 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закреплена возможность отмены постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и возвращения дела на новое рассмотрение лишь в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение закрепленных в статье 4.5 названного Кодекса сроков давности привлечения к административной ответственности, которые могут истечь и на дату вынесения решения.

Поэтому судья вышестоящего суда при пересмотре решения судьи районного (городского) суда, решения судьи вышестоящего суда и сделанных в этих решениях выводов не может не учитывать действие статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Следовательно, по истечении сроков давности привлечения к административной ответственности судья вышестоящего суда может не согласиться с доводами судьи относительно правовой квалификации действий (бездействия), однако он не вправе этого делать, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности к этому моменту истек.

При таких обстоятельствах истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим возможность повторного рассмотрения дела судьей районного (городского) и вышестоящего суда.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет три месяца.

Исходя из положений части 1 статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.

Поскольку на момент рассмотрения настоящего протеста трехмесячный срок давности привлечения Государственной инспекции труда в Чукотском автономном округе к административной ответственности, исчисляемый с ДД.ММ.ГГГГ истек, возможность правовой оценки действий инспекции в силу закона отсутствует.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции

п о с т а н о в и л:

решение судьи суда Чукотского автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении Государственной инспекции труда в Чукотском автономном округе по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, протест заместителя прокурора Чукотского автономного округа Максименко В.В. – без удовлетворения.

Судья

Девятого кассационного суда

общей юрисдикции А.М. Тымченко