ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-7542/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Саратов 15 декабря 2020 года
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Куровской завод керамзитового гравия» ФИО1 на вступившее в законную силу решение судьи Калужского областного суда от 7 июля 2020 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Куровской завод керамзитового гравия» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
Постановлением главного специалиста отдела охраны окружающей среды управления экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Калужской области, государственного инспектора в области в области охраны окружающей среды Калужской области от 20 января 2020 года общество с ограниченной ответственностью «Куровской завод керамического гравия» (далее ООО «Куровской завод керамзитового гравия», общество) привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением должностного лица, генеральный директор ООО «Куровской завод керамического гравия» ФИО2 обратился в районный суд с жалобой.
Решением судьи Калужского районного суда Калужской области от 13 мая 2020 года постановление главного специалиста отдела охраны окружающей среды управления экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Калужской области, государственного инспектора в области в области охраны окружающей среды Калужской области от 20 января 2020 года отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Куровской завод керамзитового гравия» прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с решением судьи Калужского районного суда Калужской области от 13 мая 2020 года, главный специалист отдела охраны окружающей среды управления экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Калужской области, государственный инспектор в области в области охраны окружающей среды Калужской области ФИО3 обратился в Калужский областной суд с жалобой.
Решением судьи Калужского областного суда от 7 июля 2020 года решение судьи Калужского районного суда Калужской области от 13 мая 2020 года отменено, дело об административном правонарушении возвращено на новое рассмотрение в Калужский районный суд Калужской области.
В дальнейшем решением судьи Калужского районного суда Калужской области от 11 августа 2020 года постановление главного специалиста отдела охраны окружающей среды управления экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Калужской области, государственного инспектора в области в области охраны окружающей среды Калужской области от 20 января 2020 года, вынесенное в отношении ООО «Куровской завод керамзитового гравия», оставлено без изменения, жалоба законного представителя общества без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор общества ФИО1 просит отменить решение судьи Калужского областного суда от 7 июля 2020 года, приводя доводы о том, что общество относится к субъектам среднего предпринимательства, в связи с чем на него не возлагается обязанность по разработке проекта нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение; правовые основания для возвращения дела на новое рассмотрение дела в суд первой инстанции отсутствовали.
Главный специалист отдела охраны окружающей среды управления экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Калужской области, государственный инспектор в области в области охраны окружающей среды Калужской области представил возражения, в которых просит решение судьи Калужского областного суда от 7 июля 2020 года, постановление по делу об административном правонарушении от 20 января 2020 года оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Проверив доводы жалобы и возражений, изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах).
В соответствии со статьей 1 Закона об отходах под отходами производства и потребления (далее также отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Законом.
Как усматривается из материалов дела, по результатам проведенной Калужской межрайонной природоохранной прокуратурой с 21 октября 2019 года по 19 ноября 2019 года проверки прокурором в отношении ООО «Куровской завод керамзитового гравия» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 48-50).
Согласно данному постановлению ООО «Куровской завод керамзитового гравия», который является субъектом среднего предпринимательства, осуществляет эксплуатацию объекта, отнесенного ко II категория негативного воздействия на окружающую среду. При осуществлении хозяйственной деятельности общества происходит образование отходов 4 класса опасности для окружающей среды. Общество, эксплуатирующее объект негативного воздействия на окружающую среду II категория, в 2019 году осуществляло хозяйственную деятельность, неразрывно связанную с образованием отходов производства и потребления, в отсутствие действующего проекта нормативов образования отходов производства и потребления.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения постановлением должностного лица ООО «Куровской завод керамзитового гравия» к административной ответственности, предусмотренной частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Подпунктом "в" пункта 16 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» была отменена обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для хозяйствующих субъектов, отнесенных в силу положений Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Указанная норма вступила в силу с 29 июня 2009 года и фактически по 01 января 2019 года хозяйствующие субъекты, являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, не могли разработать и утвердить в установленном порядке проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Согласно положениям Федерального закона от 21 июля 2014 года №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» была введена новая система нормирования хозяйствующих субъектов по объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 года №1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» отнесенным к объектам I, II, III и IV категорий.
Указанным Федеральным законом статья 18 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» изложена в новой редакции, вступившей в силу с 1 января 2019 года, пунктом 2 которой предусмотрено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно материалам дела, ООО «Куровской завод керамического гравия» осуществляет эксплуатацию объекта, который отнесен ко II категории негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года №50 и с 1 января 2019 года применяется в части, не противоречащей действующему законодательству.
Таким образом, в связи с тем, что введена новая система нормирования для хозяйствующих субъектов по объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, и отнесенным к I, II, III и IV категориям, обязанность по разработке проекта нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение зависит от категории негативного воздействия, присвоенной объекту, эксплуатацию которого осуществляет юридическое лицо.
Следовательно, из приведенного выше законодательства усматривается, что с 01 января 2019 года обязанность по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и направление его на утверждение в уполномоченный орган лежит именно на предприятиях, которые эксплуатируют объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно требованиям пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья районного суда вправе вынести решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Установив, что судья районного суда допустил существенные нарушения требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судья Калужского областного суда пришел к правильному выводу об отмене судебного акта и возвращении дела на новое рассмотрение.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного постановления в соответствии с положениями части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при производстве по данному делу не допущено.
Обжалуемое решение судьи областного суда является обоснованным, мотивированным и соответствует требованиям части 2 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. На момент его вынесения срок давности привлечения общества к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, не истек.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
решение судьи Калужского областного суда от 7 июля 2020 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Куровской завод керамзитового гравия» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Куровской завод керамзитового гравия» ФИО1 - без удовлетворения.
Судья Г.К. Шамшутдинова