ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-7595/20 от 29.12.2020 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-7595/2020

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г.Кемерово 29 декабря 2020 года

Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Ковалюк Л.Ю., рассмотрев жалобу защитника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России Беляева В.К. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю и Республике Бурятия от 20 мая 2020 года № 03-052/2020 и решение судьи Черновского районного суда г.Читы от 25 августа 2020 года, вынесенные в отношении федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, Учреждение) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю и Республике Бурятия от 20 мая 2020 года № 03-052/2020, оставленным без изменения решением судьи Черновского районного суда г.Читы от 25 августа 2020 года, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В жалобе, поданной в кассационный суд, защитник ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России Беляев В.К. просит постановление и решение отменить, производство по делу прекратить, либо, в случае признания вины Учреждения в совершении вмененного правонарушения, изменить вид административного наказания в пределах санкции ст.8.1 КоАП РФ, заменив административный штраф на предупреждение. В обоснование указано, что целью деятельности обособленного подразделения филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО – Жилищно-коммунальной службы № 8 - является качественное и своевременное оказание коммунальных услуг на объектах Минобороны России, содержание и эксплуатация объектов теплоснабжения, техническое обслуживание оборудования, при этом не вменена обязанность по осуществлению мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Котельная , переданная Учреждению на праве оперативного управления, находится в неудовлетворительном состоянии, требует капитального ремонта, ежегодно включается ЖКС № 8 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО в перечень объектов на проведение капитального ремонта, направляемый собственнику.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с п.1 ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п.1 ст.39 названного Закона эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

В соответствии с п.2 ст.21 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" соблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, за исключением технологических нормативов и технических нормативов, должно обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды.

Согласно п.4 ст.39 названного Закона нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории.

В соответствии со ст.8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Из обстоятельств дела следует, что ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в 2019 году рассчитаны и утверждены нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для объекта 074 площадка котельной (код объекта П), относящегося к III категории объектов негативного воздействия. Согласно названным нормативам выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух норматив выброса по бенз(а)пирену для источника – дымовая труба котельной составляет 0,00000005 г/с.

По результатам внеплановой выездной проверки, проведенной специалистами Забайкальского межрегионального управления Росприроднадзора на основании распоряжения врио руководителя Забайкальского межрегионального управления Росприроднадзора от 10.03.2020 № 73-р, 10.04.2020 установлено, что при эксплуатации котельной , расположенной по адресу: <адрес>, 2г, -, на дымовой трубе выброс по бенз(а)пирену составляет 0,00000025 г/с, что превышает норматив предельно допустимых выбросов в 5 раз.

Изложенные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 13.05.2020, актом проверки от 10.04.2020, протоколом испытаний промышленных выбросов № Ч158ПВ от 02.04.2020, другими имеющимися в деле доказательствами.

Деяние ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, выразившееся в эксплуатации объекта III категории объектов негативного воздействия с превышением утвержденных Учреждением нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, то есть в несоблюдении экологических требований, квалифицировано по ст.8.1 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства об охране окружающей среды.

Обстоятельства дела установлены на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств. Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены.

Факт совершения вмененного правонарушения подтвержден совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает.

Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность принятых по делу актов.

Оставляя постановление без изменения, судья районного суда правомерно исходил из того, что эксплуатацию котельной осуществляет ЖКС № 8 – обособленное подразделение филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО, в связи с чем Учреждение является ответственным за соблюдение утвержденных им нормативов допустимого воздействия на окружающую среду.

Каких-либо объективных данных, свидетельствующих об отсутствии у ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, а равно принятие исчерпывающих мер для соблюдения требований законодательства, материалы дела не содержат.

Каких-либо иных доводов в жалобе не представлено, заявитель фактически настаивает на переоценке установленных судами обстоятельств.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.

Наказание ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России назначено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, в минимальном размере санкции ст.8.1 КоАП РФ.

Оснований для изменения вида назначенного наказания в пределах санкции ст.8.1 КоАП РФ не имеется, поскольку не выполняются условия ч.2 ст.3.4 КоАП РФ. Вмененное Учреждению правонарушение создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могут повлечь изменение или отмену постановления, решения, не установлено, в связи с чем жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю и Республике Бурятия от 20 мая 2020 года № 03-052/2020 и решение судьи Черновского районного суда г.Читы от 25 августа 2020 года, вынесенные в отношении федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России Беляева В.К. - без удовлетворения.

Судья Л.Ю. Ковалюк