ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-7674/20 от 07.12.2020 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-7674/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Саратов 7 декабря 2020 года

Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу защитника Агафоновой С.Г., действующей в интересах Фонда «Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области», на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 3 судебного района Центрального округа города Курска от 27 февраля 2020 года и решение судьи Ленинского районного суда города Курска от 24 августа 2020 года, вынесенные в отношении Фонда «Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области» (далее также – Фонд капитального ремонта, фонд) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 3 судебного района Центрального округа города Курска от 27 февраля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда города Курска от 24 августа 2020 года, Фонд капитального ремонта признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник фонда Агафонова С.Г. просит об отмене судебных актов, считая их незаконными, и прекращении производства по делу.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы, содержащиеся в жалобе, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела, по результатам проведения должностными лицами государственной жилищной инспекции Курской области проверки Фонду капитального ремонта выдано предписание от 11 июля 2019 года №1612 об устранении нарушений требований статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 4.6.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных приказом Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170:

1. в срок до 1 октября 2019 года обеспечить выполнение работ по восстановлению отделочных слоев фасада <адрес>;

2. в срок до 1 декабря 2019 года осуществить мероприятия по организации и проведению капитального ремонта общего имущества в указанном многоквартирном доме системы водоотведения.

С целью контроля выполнения предписания в период с 17 декабря 2019 года по 19 декабря 2019 года государственной жилищной инспекцией Курской области проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что Фонд капитального ремонта не выполнил в установленный срок (1 декабря 2019 года) пункт 2 указанного предписания.

Приведенные обстоятельства явились основанием для составления 27 декабря 2019 года в отношении Фонда капитального ремонта протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения названного лица постановлением мирового судьи от 27 февраля 2020 года к административной ответственности, предусмотренной названной нормой.

Проверяя дело об административном правонарушении в порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда согласился с выводами мирового судьи о наличии в действиях ФИО3 состава вмененного административного правонарушения.

Вместе с тем принятые по делу судебные акты законными признать нельзя.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Частью 5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Объективной стороной правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является невыполнение в установленный срок законного предписания, вынесенного уполномоченным органом.

Таким образом, административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в неисполнении в установленный срок предписания как самостоятельного ненормативного правового акта.

Установление административным органом в одном предписании различных сроков исполнения конкретных мероприятий предполагает возможность неоднократного привлечения к административной ответственности в случае неисполнения одного и того же предписания, но разных его пунктов. Однако конструкция объективной стороны состава этого административного правонарушения не предполагает возможности привлечения лица к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за каждое не исполненное в срок мероприятие и не предусматривает возможности неоднократного привлечения к административной ответственности за невыполнение одного предписания.

Изложенное соответствует правовому подходу, сформулированному в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 7 августа 2015 года N 35-АД15-2.

Защитник фонда Агафонова С.Г. в дополнении к жалобе, поданной в Ленинский районный суд города Курска на постановление по делу об административном правонарушении, указывала о том, что за невыполнение требований двух пунктов названного предписания в отношении Фонда капитального ремонта вынесено два постановления о привлечении к административной ответственности на основании части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: постановление от 27 февраля 2020 года (являющееся предметом обжалования по настоящему делу), а также постановление мирового судьи судебного участка № 3 судебного района Центрального округа города Курска от 21 ноября 2019 года по делу №5-844/2019.

Согласно вступившему 3 февраля 2020 года в законную силу постановления мирового судьи судебного участка № 3 судебного района Центрального округа города Курска от 21 ноября 2019 года по делу №5-844/2019 Фонд капитального ремонта признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного названной нормой, за неисполнение пункта 1 предписания от 11 июля 2019 года №1612 - в срок до 1 октября 2019 года обеспечить выполнение работ по восстановлению отделочных слоев фасада <адрес>.

В силу пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 3 судебного района Центрального округа города Курска от 27 февраля 2020 года и решение судьи Ленинского районного суда города Курска от 24 августа 2020 года подлежат отмене.

Производство по настоящему делу об административном правонарушении в отношении Фонда капитального ремонта подлежит прекращению на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с наличием по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания.

Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 3 судебного района Центрального округа города Курска от 27 февраля 2020 года и решение судьи Ленинского районного суда города Курска от 24 августа 2020 года, вынесенные в отношении Фонда «Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья А.В. Поддымов