ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-772/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Саратов 28 апреля 2021 года
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу защитника Григорьевой Екатерины Олеговны (далее Григорьева Е.О.), действующей на основании доверенности в интересах общества с ограниченной ответственностью (далее ООО) «Рузский региональный оператор», на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника территориального отдела № 10 территориального управления Госадмтехнадзора Московской области – старшего государственного административно-технического инспектора Московской области, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Московской области от 10 октября 2019 года, решение судьи Истринского городского суда Московской области от 16 декабря 2019 года, вынесенные в отношении ООО «Рузский региональный оператор» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя начальника территориального отдела № 10 территориального управления Госадмтехнадзора Московской области – старшего государственного административно-технического инспектора Московской области, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Московской области от 10 октября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Истринского городского суда Московской области от 16 декабря 2019 года, ООО «Рузский региональный оператор» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник общества Григорьева Е.О. выражает несогласие с процессуальными актами, вынесенными в отношении ООО «Рузский региональный оператор», считая их незаконными.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, доводов жалобы заявителя в соответствии с положениями части 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) определено, что несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Пунктами 1, 3 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Федеральный закон № 89-ФЗ) определено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1). Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) (пункт 2). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (далее также ТКО) должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 данной статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3).
Пунктом 3 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 (далее Правила) определено, что накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.
Согласно пункту 4 Правил обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами (далее схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
Пунктом 3.11 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области, утвержденного распоряжением министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 26 июня 2019 года № 350-РВ (далее Порядок) определено, что переполнение контейнеров и бункеров не допускается.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что на территории городского округа Истра Московской области ООО «Рузский региональный оператор» является региональным оператором по обращению с ТКО, в обязанности которого в соответствии с регламентом взаимодействия органа местного самоуправления, регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и владельца индивидуального жилого строения, утвержденного распоряжением министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 24 апреля 2019 года № 229-РВ, входит установка необходимого количества контейнеров синего и серого цветов с момента принятия решения об устройстве контейнерной площадки и вывоза твердых коммунальных отходов.
Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Рузской зоне регионального оператора от 28 апреля 2018 года предусмотрены обязанности регионального оператора по обеспечению своевременного и бесперебойного сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО, образованных в зоне деятельности регионального оператора, безопасным способом для населения и окружающей среды Московской области в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, территориальной схемой, графиком сбор и транспортирования ТКО; обеспечение сбора и транспортирования ТКО из мест (площадок) накопления отходов в зоне деятельности Регионального оператора в соответствии с объемом (массой) ТКО, указанных в территориальной схеме; соблюдение графика сбора и транспортирования ТКО из мест (площадок) накопления ТКО; осуществление сбора ТКО в местах (площадках) их накопления в период с 07 часов 00 минут до 23 часов 00 минут (пункты 2.1, 5.1.2, 5.1.3, 5.1.12, 5.1.45 Соглашения).
Приложением к договору на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенному между ООО «Рузский региональный оператор» и управляющей компанией закреплен период вывоза ТКО: ежедневно с 08 часов 00 минут до 12 часов 00 минут.
18 сентября 2019 года в 12 часов 24 минуты на контейнерной площадке в районе дома 48 (в районе магазина «Пятерочка») д. Вельяминово городского округа Истра Московской области должностным лицом территориального управления Госадмтехнадзора Московской области установлен факт несоблюдения обществом требований в области охраны окружающей среды при обращении с ТКО, выразившийся в переполнении бункера-накопителя ТКО; нарушении графика вывоза ТКО.
Вышеуказанные обстоятельства явились основанием для составления 20 сентября 2019 года в отношении ООО «Рузский региональный оператор» протокола об административном правонарушении № 10/1267/193, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения общества постановлением должностного лица от 10 октября 2019 года к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.
Проверяя дело об административном правонарушении по жалобе защитника общества, поданной в порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.2, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья городского суда согласились с выводами должностного лица о наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, изложенными в постановлении.
Фактические обстоятельства совершения обществом административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, которые оценены на предмет допустимости, достоверности и достаточности.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Вывод нижестоящей судебной инстанции о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств и доказательств, которые являлись предметом исследования и оценки судьи городского суда, они не опровергают наличие в деянии общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу процессуальных решений.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства не свидетельствует о том, что должностным лицом и судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Постановление о привлечении ООО «Рузский региональный оператор» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление заместителя начальника территориального отдела № 10 территориального управления Госадмтехнадзора Московской области – старшего государственного административно-технического инспектора Московской области, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Московской области от 10 октября 2019 года, решение судьи Истринского городского суда Московской области от 16 декабря 2019 года, вынесенные в отношении ООО «Рузский региональный оператор» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Григорьевой Е.О., действующей в интересах ООО «Рузский региональный оператор», – без удовлетворения.
Судья О.А. Полянина