ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-7884/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Кемерово 21 октября 2022г.
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конкина И.В., рассмотрев жалобу на вступившие в законную силу постановление мирового судьи, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 17 Свердловского района г. Иркутска от 19 апреля 2022г., решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 24 июня 2022г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «РТ-НЭО Иркутск» (далее – ООО «РТ-НЭО Иркутск», Общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 17 Свердловского района г. Иркутска от 19 апреля 2022г. (дело № 5-326/2022), оставленным без изменения решением Свердловского районного суда г. Иркутска от 24 июня 2022г., прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «РТ-НЭО Иркутск», в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, заместитель руководителя Службы государственного жилищного надзора Иркутской области Шишкина М.В. просит постановление и решение отменить, приводя доводы о их незаконности; производство по делу прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ООО «РТ-НЭО Иркутск» уведомлено о подаче жалобы должностным лицом, в установленный срок возражения не представило.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Доводы жалобы должностного лица основаны на нормах действующего законодательства и заслуживают внимания.
Частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
Из буквального толкования диспозиции части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что объективная сторона предусмотренного ею состава административного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок именно законного предписания.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «РТ-НЭО Иркутск», в связи с отсутствием состава административного правонарушения, мировой судья пришел к выводу о незаконности выданного Обществу предписания.
Районный суд согласился с выводами мирового судьи.
Однако, судебные инстанции не в полной мере учитывают требования Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.20166 года № 1156, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354.
Кроме того, мировой судья в постановлении указал, что размер территории, на которой ООО «РТ-НЭО Иркутск» осуществляет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также количество объектов источников образования ТКО и количество собственников, ООО «РТ-НЭО Иркутск» объективно не имеет реальной возможности указать в типовом договоре на оказание услуг по обращению с ТКО информацию о размещении всех мест (площадок) накопления ТКО и подъездных путей к ним, находящихся в пределах обслуживаемой Обществом территории.
Мировым судьей не учтено, что согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Также судьями не учтено, что возможность продления срока исполнения предписания об устранении нарушений законодательства закреплена в административных регламентах федеральных органов исполнительной власти. Данный срок может быть продлен при наличии к тому уважительных причин на основании решения руководителя (заместителя руководителя) органа, выдавшего предписание, по ходатайству субъекта, которому оно выдано, направленному до истечения указанного в предписании срока с представлением документов, обосновывающих его продление и подтверждающих принятие мер к устранению нарушений.
Вместе с тем, статья 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
Указанная правовая позиция корреспондирует нормам статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.01.1950), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Кроме того, в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Принимая во внимание положения статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и учитывая, что на момент рассмотрения в Восьмом кассационном суде общей юрисдикции настоящей жалобы должностного лица срок давности привлечения Общества к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек, а производство по делу в отношении него было прекращено мировым судьей, возможность возобновления производства по данному административному делу и правовой оценки действий названного лица на предмет доказанности состава административного правонарушения утрачена.
При таких обстоятельствах, постановление мирового судьи судебного участка №17 Свердловского района г.Иркутска от 19 апреля 2021г., решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 24 июня 2022г. отменены быть не могут.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 17 Свердловского района г. Иркутска от 19 апреля 2022г., решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 24 июня 2022г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «РТ-НЭО Иркутск» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу заместителя руководителя Службы государственного жилищного надзора Иркутской области Шишкиной М.В. – без удовлетворения.
Судья И.В.Конкина