ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-7891/2021 от 29.10.2021 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-7891/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

29 октября 2021 года город Самара

Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Волынчук Н.В., рассмотрев жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области Баженова А.Р. на вступившее в законную силу решение судьи Самарского областного суда от 6 мая 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении руководителя Департамента капитального строительства и архитектуры администрации г.о. Новокуйбышевск Нефедова Александра Валентиновича,

установила:

постановлением врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области Баженова А.Р. от 19 августа 2020 года № 063/04/7.32.5-535/2020 должностное лицо - руководитель Департамента капитального строительства и архитектуры администрации г.о. Новокуйбышевск Нефедов А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением судьи Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 11 января 2021 года вышеуказанное постановление должностного лица оставлено без изменения.

Решением судьи Самарского областного суда от 6 мая 2021 года постановление врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области Баженова А.Р. от 19 августа 2020 года № 063/04/7.32.5-535/2020 и решение судьи Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 11 января 2021 года отменены, производство по делу в отношении Нефедова А.В. прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области Баженов А.Р. просит отменить решение судьи Самарского областного суда от 6 мая 2021 года, считая его незаконным и необоснованным.

Нефедов А.В., извещенный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче вышеуказанной жалобы на судебный акт, в установленный срок возражения не представил.

Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, доводов жалобы заявителя свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения данной жалобы.

В соответствии с частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Нефедова А.В. к административной ответственности) нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Привлекая руководителя Департамента капитального строительства и архитектуры администрации г.о. Новокуйбышевск Нефедова А.В. к административной ответственности по указанной выше норме, должностное лицо и судья городского суда пришли к выводу, что к задержке осуществления перевода денежных средств по оплате выполненных работ по муниципальному контракту привели действия администрации муниципального образования, которым совместно с заявкой на получение субсидии представлен не полный комплект документов.

Из материалов дела усматривается, что между администрацией г.о. Новокуйбышевск и ООО «РегионКомплексСтрой» заключен муниципальный контракт от 24 октября 2019 года № 266 на выполнение работ по устройству пешеходной дорожки в сквере за зданием по ул. Миронова, д.23, г. Новокуйбышевска, стоимость которого составила 290 621,64 рубля.

Пунктом 2.1 муниципального контракта от 24 октября 2019 года № 266 установлено, что цена муниципального контракта оплачивается заказчиком за счет средств бюджета г.о. Новокуйбышевск в рамках пункта 2.1 «Благоустройство общественных территорий г.о. Новокуйбышевск» муниципальной программы «Формирование комфортной городской среды на 2018-2022 годы», утвержденной Постановлением администрации г.о. Новокуйбышевск.

Между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (далее также министерство) и администрацией г.о. Новокуйбышевск (далее также муниципальное образование) 5 апреля 2019 года было заключено соглашение № 36713000-1-2019-001 о предоставлении в 2019 году субсидий из бюджета Самарской области бюджетам муниципальных образований Самарской области на финансовое обеспечение мероприятий по реализации муниципальной программы по формированию современной городской среды.

Согласно пункту 3.2 указанного соглашения субсидия предоставляется при выполнении следующих условий: а) наличие правового акта администрации г.о. Новокуйбышевск об утверждении в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации перечня мероприятий, в целях которых предоставляется субсидия; б) наличие в бюджете г.о. Новокуйбышевск бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия; в) наличие документов, подтверждающих фактически осуществленные расходы бюджета г.о. Новокуйбышевск.

Документы, подтверждающие выполнение условий предоставления субсидии, предусмотренных подпунктами «а» и «б» пункта 3.2 соглашения предоставляются муниципальным образованием в территориальный орган Федерального казначейства однократно (пункт 3.2.1 соглашения).

Министерство в лице Федерального казначейства осуществляет перечисление субсидии из бюджета Самарской области в бюджет г.о. Новокуйбышевск не позднее 2-го рабочего дня, следующего за днем предоставления в Управление Федерального казначейства по Самарской области в установленном Федеральным казначейством порядке платежных документов (пункт 3.3.1 соглашения).

Постановлением Правительства Самарской области от 1 ноября 2017 года № 688 утверждена государственная программа Самарской области «Формирование комфортной городской среды на 2018 - 2024 годы».

Приложением 4 к указанному постановлению определен Порядок предоставления и расходования субсидий из областного бюджета, в том числе формируемых за счет планируемых к поступлению в областной бюджет средств федерального бюджета, на поддержку муниципальных программ по формированию комфортной городской среды (далее также Порядок предоставления и расходования субсидий).

На момент обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Нефедова А.В. к административной ответственности, пункт 13 Порядка предоставления и расходования субсидий был редакции, согласно которой при представлении муниципальным образованием в министерство заявки на выделение субсидии к заявке необходимо было приложить следующие документы в виде сметной документации (дефектной ведомости или ведомости объемов, сметного расчета), подтверждающей обоснованность видов, объемов и стоимости работ по благоустройству территорий; копий договоров (муниципальных контрактов) с подрядными организациями на выполнение работ (услуг) по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов и (или) общественных территорий, планируемых к софинансированию за счет субсидии; копий протоколов по результатам проведения процедур размещения заказа на определение исполнителя работ (услуг) по благоустройству планируемого к софинансированию за счет субсидии объекта благоустройства (при условии осуществления закупки работ (услуг) по благоустройству в соответствии с законодательством Российской Федерации о закупках); выписки из решения представительного органа местного самоуправления муниципального образования о местном бюджете, подтверждающей наличие расходного обязательства и бюджетных ассигнований на софинансирование мероприятий, направленных на комплексное благоустройство территории муниципального образования; платежного документа, подтверждающего соблюдение доли софинансирования из местного бюджета в размере, пропорциональном перечисляемой министерством части субсидии, до фактического перечисления субсидии бюджету муниципального образования; документов, подтверждающих фактическое выполнение мероприятий по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов и общественных территорий (актов приемки выполненных работ по форме КС-2, справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, счетов-фактур и накладных, а также иных подтверждающих документов).

В соответствии с пунктом 3.1 указанного муниципального контракта оплата выполненных работ производится в течение 30 дней с даты подписания заказчиком документов о приемке выполненных работ на основании счета и (или) счета-фактуры, акта выполненных работ по форме № КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат формы № КС-3 по безналичному расчету путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика.

На основании справки о стоимости выполненных работ и затрат формы № КС-3, акта выполненных работ по форме № КС-2, счета-фактуры 31 октября 2019 года заказчиком подписаны документы о приемке выполненных работ.

Таким образом, оплату выполненных работ по муниципальному контракту необходимо было произвести не позднее 30 ноября 2019 года.

Из материалов дела следует, что заявка на предоставление субсидии и комплект документов направлены администрацией муниципального образования 13 ноября 2019 года (исх. № 11080) и поступили в министерство 14 ноября 2019 года (л.д. 79).

Субсидия министерством не была своевременно предоставлена ввиду отсутствия среди представленных документов положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости работ на объекты благоустройства по муниципальному контракту со ссылкой на пункт 13 Порядка предоставления и расходования субсидий, о чем указано в пояснении, приложенном к ответу министерства от 28 декабря 2019 года в адрес заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (л.д. 77-78).

Положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости работ на объекты благоустройства по муниципальному контракту от 17 октября 2019 года № 258 направлено муниципальным образованием в адрес министерства ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 91), после чего (12 декабря 2019 года (л.д. 70), то есть после истечения установленного контрактом срока) министерством перечислены денежные средства.

Оплата принятых работ по муниципальному контракту от 24 октября 2019 года № 266 в полном объеме произведена 13 декабря 2019 года.

Между тем, на момент подачи муниципальным образованием заявки в Министерство (14 ноября 2019 года) требование о предоставлении положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости работ на объекты благоустройства по муниципальному контракту в пункте 13 Порядка предоставления и расходования субсидий отсутствовало, такая обязанность возникла с принятием постановления Правительства Самарской области от 17 января 2020 года № 15, вступившего в силу со дня официального опубликования – 17 января 2020 года.

На 14 ноября 2019 года для подтверждения обоснованности видов, объемов и стоимости работ по благоустройству территорий необходимо было предоставить сметную документацию (дефектную ведомость или ведомость объемов, сметного расчета), что и было направлено в министерство с заявкой от 13 ноября 2019 года № 11080.

При обжаловании постановления должностного лица и судьи городского суда Нефедов А.В., не отрицая установленные по делу обстоятельства, указал на то, что несвоевременная оплата по контракту № 266 произошла по вине третьих лиц, при этом им были приняты все зависящие от него меры по недопущению данного нарушения.

Судья областного суда, изучив доводы Нефедова А.В., оценив представленные в дело доказательства, счел вывод о том, что Нефедовым А.В. ненадлежащим образом исполнялись должностные обязанности и совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, недоказанным.

В жалобе должностное лицо, вынесшее постановление о назначении административного наказания, настаивает на законности выводов, послуживших основанием для возбуждения производства по данному делу об административном правонарушении.

Вместе с тем в настоящий момент отсутствует правовая возможность для удовлетворения данной жалобы должностного лица, поскольку статья 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.

Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.

Указанная правовая позиция корреспондирует нормам статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.

Следует учесть, что в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Учитывая, что решением судьи Самарского областного суда от 6 мая 2020 года производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а срок давности привлечения Нефедова А.В. к административной ответственности на момент рассмотрения настоящей жалобы истек, то возможность возобновления производства по делу и правовой оценки действий названного юридического лица на предмет доказанности вменяемого состава административного правонарушения, а также правомерности его привлечения к административной ответственности утрачена.

Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановила:

решение судьи Самарского областного суда от 6 мая 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении руководителя Департамента капитального строительства и архитектуры администрации г.о. Новокуйбышевск Нефедова Александра Валентиновича, оставить без изменения, а жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области Баженова А.Р. – без удовлетворения.

Судья Н.В. Волынчук

Решение29.10.2021