№ 16-868/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Челябинск 04 марта 2022 года
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Тетюев С.В., рассмотрев жалобу защитника акционерного общества «Ямалкоммунэнерго» ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка судебного района Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 июля 2021 года, решение судьи Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 08 ноября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Ямалкоммунэнерго»,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка судебного района Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 июля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 08 ноября 2021 года, юридическое лицо – акционерное общество «Ямалкоммунэнерго» (далее также – АО «Ямалкоммунэнерго», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник общества ФИО1 выражает несогласие с указанными выше судебными актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу.
Дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 09 февраля 2022 года.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В силу статьи 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, статьей 8.32.1, частью 1 статьи 8.49, частью 5 статьи 14.5, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, частью 1 статьи 14.46.2, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.7.13, 19.7.14, 19.8, 19.8.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения заместителя начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора в г. Новый Уренгой от 20 мая 2021 года № 445 в отношении АО «Ямалкоммунэнерго» Управлением Роспотребнадзора по ЯНАО проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований, установленных законами и иными правовыми актами по обеспечению питьевой водой кафе «Гиро» (ИП <данные изъяты>).
В рамках указанной проверки в адрес АО «Ямалкоммунэнерго» направлен мотивированный запрос от 20 мая 2021 года № 02/1509-2021 о предоставлении сведений и документов: копии договора на оказание услуг по водоснабжению с ИП <данные изъяты>., акта разграничения балансовой принадлежности сетей водоснабжения, результатов производственного контроля качества питьевой воды за 2020, 2021 гг., жалоб, обращений ИП <данные изъяты> на качество питьевой воды и ответов на них. Также в запросе было указано о необходимости предоставления сведений в срок до 07 июня 2021 года по электронной почте <данные изъяты> (в соответствии с частью 5 статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ)).
Запрос получен обществом 21 мая 2021 года.
Ответ в срок до 07 июня 2021 года в адрес Управления Роспотребнадзора не поступил.
Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО «Ямалкоммунэнерго» к административной ответственности по статье 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако обжалуемые судебные акты нельзя признать законными, поскольку заслуживают внимания доводы общества об отсутствии события административного правонарушения.
Как следует из протокола об административном правонарушении, обществу вменено несвоевременное предоставление запрошенных документов, то есть их непредоставление в срок до 07 июня 2021 года – даты, указанной в мотивированном запросе от 20 мая 2021 года.
Согласно части 5 статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.
Получив запрос 21 мая 2021 года, общество с учетом указанных правовых норм должно было направить запрошенные документы в течение 10 рабочих дней – с 24 мая по 04 июня 2021 года. Вместе с тем в запросе срок предоставления документов был определен календарной датой, что положение общества не ухудшало, поэтому направление ответа почтой 07 июня 2021 года свидетельствует о надлежащем исполнении обществом обязанности, предусмотренной частью 5 статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ.
По смыслу положений частей 5, 6 статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ общество было обязано в определенный уполномоченным органом срок направить надлежащим образом заверенные копии истребованных документов, при этом направление их в электронном виде – это право общества, а не его обязанность. Конкретный способ направления (предоставления) документов законом не определен, поэтому общество имело право выбрать любой способ – почтой, нарочно и т.д., вне зависимости от способа, указанного в запросе.
Правила исчисления сроков в материально-правовых отношениях определяет Гражданский кодекс Российской Федерации: если срок для совершения какого-либо действия определен календарной датой, то оно может быть совершено до 24 часов последнего дня срока (статья 190, пункт 1 статьи 194).
Поскольку в запросе срок предоставления документов был определен календарной датой, постольку общество, направив документы почтой в эту дату, считается надлежащим образом исполнившим обязанность, предусмотренную частью 5 статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ, неисполнение которой ему вменяется.
Доводы уполномоченного органа о том, что документы поступили после закрытия проверки (17 июня 2021 года), не свидетельствуют о законности обжалуемых судебных актов, так как распоряжением от 20 мая 2021 года № 445 срок проверки был установлен 20 рабочих дней (в период с 25 мая по 22 июня 2021 года (л.д. 22)), и у уполномоченного органа имелась возможность завершить проверку после получения документов от общества. Позиция данного органа, согласно которой запрошенные документы должны были поступить в срок до 07 июня 2021 года, а не направлены почтой в этот срок, противоречит положениям части 5 статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ.
То обстоятельство, что срок предоставления документов, определенный Управлением Роспотребнадзора по ЯНАО в запросе (до 07 июня 2021 года), отличался от срока, исчисляемого в соответствии с частью 5 статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ (по 04 июня 2021 года включительно), не свидетельствует с учетом положений части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о наличии в действиях общества события административного правонарушения. Как правильно указано в жалобе, формулировки, используемые в запросах, должны быть ясными и определенными.
Таким образом, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а производство по делу – прекращению в связи с отсутствием события административного правонарушения (пункт 1 части 1 статьи 24.5, пункт 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка судебного района Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 июля 2021 года, решение судьи Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 08 ноября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Ямалкоммунэнерго», отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Тетюев С.В.