ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-8060/2021 от 28.02.2022 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-969/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Челябинск 28 февраля 2022 года

Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу защитника товарищества собственников жилья «Чкалова 250» - ФИО1 на постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №8 Ленинского судебного района г. Екатеринбурга от 04 сентября 2019 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 13 ноября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении товарищества собственников жилья «Чкалова 250»,

установил:

постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №8 Ленинского судебного района г. Екатеринбурга от 04 сентября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 13 ноября 2019 года, товарищество собственников жилья «Чкалова 250» (далее - ТСЖ «Чкалова 250», юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник ТСЖ «Чкалова 250» ФИО1 просит об отмене судебных актов.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В силу частей 1 и 2.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410 утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее - Правила пользования газом).

Из положений пунктов 5, 11, 12 Правил пользования газом следует, что обязательным условием безопасного использования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования является надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов жилых помещений и многоквартирных домов.

Надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов в многоквартирных домах обеспечивается путем проверки состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов, при необходимости их очистки и (или) ремонта лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме, либо путем заключения договора об их проверке, а также при необходимости об очистке и (или) о ремонте с организацией, осуществляющей указанные работы.

Проверка состояния дымовых и вентиляционных каналов и при необходимости их очистка производится, в том числе в процессе эксплуатации дымовых и вентиляционных каналов (периодическая проверка) - не реже 3 раз в год (не позднее чем за 7 календарных дней до начала отопительного сезона, в середине отопительного сезона и не позднее чем через 7 дней после окончания отопительного сезона).

В силу части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Установлено и материалами дела подтверждается, что в отношении ТСЖ «Чкалова 250» в период с 04 февраля 2019 года по 25 февраля 2019 года проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ТСЖ «Чкалова 250» обязательных требований жилищного законодательства в части использования и содержания внутридомового газового оборудования в газифицированных многоквартирных домах, находящихся в управлении, а также организации технического обслуживания дымовых и вентиляционных каналов в указанных многоквартирных домах.

По результатам проверки установлено, что в действиях ТСЖ «Чкалова 250» выявлено нарушение установленное частями 1 и 2.2. статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 5, 11 и 12 Правил пользования газом порядка организации технического обслуживания дымовых и вентиляционных каналов в многоквартирном доме по адресу: <...>, а именно: ТСЖ «Чкалова 250» не проведена проверка состояния дымовых и вентиляционных каналов (периодическая проверка) - не реже 3 раз в год (не позднее, чем за 7 календарных дней до начала отопительного сезона, в середине отопительного сезона и не позднее чем через 7 дней после окончания отопительного сезона) в отношении помещений многоквартирного дома (квартиры 1, 2, 3, 7, 8, 10, 12, 21, 22, 23, 25, 26, 31, 33, 36, 38, 39, 41, 42, 45, 47, 49, 52, 54, 57, 58, 59, 60, 62, 65, 71, 81, 84, 85, 90, 91, 92, 97, 99, 101, 102, 106108, 109, 111, 114, 115, 116, 119, 123, 124, 126, 139, 142, 144, 150, 151, 153, 155, 157, 158, 163, 177, 180, 181, 185, 188, 190, 196, 203, 204, 206, 209, 21, 218, 220, 221, 226, 227, 234, 238, 241, 243, 247, 248, 251, 69. 140, 187, 193, 222, 228, 237).

ТСЖ «Чкалова 250» выдано предписание от 25.02.2019 №29-09-17-67, согласно пункту 1 которого товариществу предписано в срок до 09 июля 2019 года устранить нарушения - провести проверку состояния дымовых и вентиляционных каналов (периодическую проверку) в отношении помещений многоквартирного дома по адресу: <...> (квартиры 1, 2, 3, 7, 8, 10, 12, 21, 22, 23, 25, 26, 31, 33, 36, 38, 39, 41, 42, 45, 47, 49, 52, 54, 57, 58, 59, 60, 62, 65, 71, 81, 84, 85, 90, 91, 92, 97, 99, 101, 102, 106108, 109, 111, 114, 115, 116, 119, 123, 124, 126, 139, 142, 144, 150, 151, 153, 155, 157, 158, 163, 177, 180, 181, 185, 188, 190, 196, 203, 204, 206, 209, 21, 218, 220, 221, 226, 227, 234, 238, 241, 243, 247, 248, 251, 69. 140, 187, 193, 222, 228, 237). Предписание получено председателем правления товарищества в тот же день. В судебном порядке предписание не оспаривалось.

С целью проверки исполнения предписания от 25.02.2019 №29-09-17-67 в отношении ТСЖ «Чкалова 250» проведена внеплановая документарная проверка. По результатам проверки установлено, что вышеуказанный пункт 1 предписания от 25.02.2019 №29-09-17-67 не исполнен, составлен акт проверки от 02 августа 2019 года.

В связи с указанными обстоятельствами неисполнения предписания в установленный срок в отношении юридического лица составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельства невыполнения ТСЖ «Чкалова 250» в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства подтверждены совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, оценив которые в соответствии с требованиями статей 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Объективных данных, опровергающих установленные по делу обстоятельства, в том числе о наличии события и состава административного правонарушения, подателем жалобы не представлено.

Факт наличия нарушений обязательных требований жилищного законодательства, как на момент проведения внеплановой проверки в феврале 2019 года, так и на момент проверки, по результатам которой выявлен факт невыполнения предписания, установлен в ходе проверок, каких-либо сомнений не вызывает.

Предписание выдано должностным лицом уполномоченного органа в связи с выявленным нарушением обязательных требований, адресовано надлежащему лицу (ТСЖ «Чкалова 250»), ответственному за соблюдение данных требований и устранения соответствующих нарушений. Срок для устранения нарушений являлся достаточным для исполнения, за продлением срока исполнения товарищество не обращалось. В судебном порядке предписание не обжаловалось, оснований полагать о незаконности предписания не имеется.

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вопреки доводам жалобы доказательств принятия ТСЖ «Чкалова 250» всех зависящих и реальных мер для выполнения в установленный срок требований предписания по устранению выявленных нарушений в материалы дела не представлено. Приводимые доводы об отсутствии вины в связи с неисполнимостью предписания по причине непредставления собственниками помещений доступа для осмотра вентиляционных каналов, при частичном исполнении предписания, сводятся к переоценке правильных выводов нижестоящих судебных инстанций о том, что всех возможных мер для исполнения требований предписания юридическое лицо не предприняло, иного из материалов дела не следует. При этом именно юридическое лицо должно доказать, что им предпринимались все возможные меры для соблюдения правил и норм. Вопреки доводам жалобы выводов о том, что для исполнения предписания юридическое лицо могло самостоятельно вскрывать помещения лиц, отказавшихся от предоставления помещений для осмотра вентиляционных каналов, судебные акты не содержат. Обстоятельств неисполнимости пункта 1 предписания от 25.02.2019 №29-09-17-67 не усматривается, приведенные в жалобе доводы об обратном не указывают.

В связи с изложенным, в действиях юридического лица судебными инстанциями правомерно установлен факт невыполнения в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства, что указывает на наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Бездействие юридического лица правильно квалифицировано по данной норме.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.

Доводы о нарушении правил территориальной подсудности являются необоснованными, дело рассмотрено и.о. мирового судьи судебного участка №8 Ленинского судебного района г. Екатеринбурга (исполнял обязанности на основании приказа Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 09 июля 2019 года, который имеется в материалах дела) по месту совершения административного правонарушения.

Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не усматривается. Доводы о том, что не велся протокол судебного заседания не свидетельствует об обратном, поскольку ведение протокола судебного заседания по делам об административных правонарушениях согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях не является обязательным, наличие иных нарушений, на которые указывает защитник (о не разъяснении прав, не проведении судебного заседания, не исследовании доказательств) ничем не подтверждено, опровергается материалами дела.

В постановлении мирового судьи содержатся сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены имеющие значение обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности. Назначенное административное наказание в виде штрафа назначено юридическому лицу в виде административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в минимальном размере, является обоснованным и справедливым.

Доводы жалобы о возможности применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несостоятельны. Характер допущенного нарушения, объект посягательства, конкретные обстоятельства дела, создаваемая неисполнением предписания в части необходимости устранения нарушений (связанных проверкой состояния дымовых и вентиляционных каналов) угроза охраняемым общественным отношениям, указывают, что нарушение не является малозначительным.

Вопреки доводам настоящей жалобы при рассмотрении судьей районного суда жалобы на постановление существенных нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допущено. При пересмотре дела по жалобе на постановление судья районного суда, проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дал оценку доводам жалобы, вынес законное и обоснованное решение.

Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №8 Ленинского судебного района г. Екатеринбурга от 04 сентября 2019 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 13 ноября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении товарищества собственников жилья «Чкалова 250» оставить без изменения, жалобу защитника товарищества собственников жилья «Чкалова 250» ФИО1 - без удовлетворения.

Судья Седьмого кассационного

суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова