ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-8097/20 от 04.12.2020 Второго кассационного суда общей юрисдикции

КОПИЯ

Дело № 16-8097/2020

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Москва 4 декабря 2020 года

Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Агафонова Е.В., рассмотрев жалобу первого заместителя начальника Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области Горелова Д.В. на вступившее в законную силу определение Ивановского областного суда от 18 июня 2020 года, вынесенное в отношении Ивановской областной общественной организации охотников и рыболовов по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением первого заместителя начальника Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области Горелова Д.В. от 10 декабря 2019 года Ивановская областная общественная организация охотников и рыболовов признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.

Решением судьи Фрунзенского районного суда г.Иваново от 8 мая 2020 года указанное постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Определением судьи Ивановского областного суда от 18 июня 2020 года жалоба первого заместителя начальника Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области Горелова Д.В. на решение судьи районного суда возвращена без рассмотрения.

В жалобе, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, первый заместитель начальника Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области Горелов Д.В. выражает несогласие с определением о возврате ему жалобы, приводя доводы о его незаконности.

Ивановская областная общественная организация охотников и рыболовов, извещенная о подаче должностным лицом названной жалобы, возражения в установленный срок не представила.

Изучение представленных материалов и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.

Лица, которым предоставлено право обжалования вынесенных по делу об административном правонарушении не вступивших в законную силу постановлений и решений, поименованы в частях 1, 1.1 статьи 30.1, частях 5,6 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Также в соответствии со статьей 30.10 названного Кодекса состоявшиеся по делу об административном правонарушении постановления и решения, не вступившие в законную силу, могут быть опротестованы прокурором.

В соответствии с частью 6 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение суда по жалобе на вынесенное коллегиальным органом, органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано помимо лиц, указанных в части 1 статьи 30.1 названного Кодекса, руководителем коллегиального органа, органа, созданного в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, вынесших такое постановление.

Оставляя без рассмотрения жалобу первого заместителя начальника Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области Горелова Д.В. на решение судьи Фрунзенского районного суда г.Иваново от 28 мая 2020 года, судья Ивановского областного суда исходил из того, что это лицо не относится к числу лиц, имеющих право на подачу жалобы на указанное решение.

Руководствуясь положениями части 6 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда пришел к выводу о том, что первый заместитель начальника Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области Горелов Д.В. не вправе обращаться в вышестоящий суд с жалобой на решение судьи районного суда, так как постановление от 10 декабря 2019 года о привлечении организации к административной ответственности вынесено органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, а в силу части 6 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение суда по жалобе на такое постановление может быть обжаловано помимо лиц, указанных в части 1 статьи 30.1 названного Кодекса, только руководителем соответствующего органа.

Оснований для признания данного вывода судьи Ивановского областного суда необоснованным не имеется.

В силу преамбулы Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и названным Федеральным законом. Образование, формирование, деятельность исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации регулируются федеральными конституционными законами, названным Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 58 Устава Ивановской области систему исполнительных органов государственной власти Ивановской области составляют: Правительство Ивановской области, центральные органы исполнительной власти Ивановской области, их территориальные органы или структурные подразделения на территории Ивановской области, уполномоченные осуществлять функции государственного управления в установленной сфере деятельности в целях реализации социально-экономического развития Ивановской области.

Постановлением Правительства Ивановской области от 23 декабря 2014 года № 565-п утверждено Положение о Департаменте природных ресурсов и экологии Ивановской области, согласно пункту 1.1 которого Департамент является центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, проводящим государственную политику, функциональное регулирования в сфере охраны окружающей среды.

В силу пункта 6 части 1 статьи 22.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных названным Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 названного Кодекса, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный надзор либо переданные им полномочия в области федерального государственного надзора, указанными в главе 23 названного Кодекса.

Согласно частям 1, 5 статьи 22.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных названным Кодексом, рассматривают в пределах своих полномочий должностные лица, указанные в главе 23 названного Кодекса. От имени органов, указанных в пункте 6 части 1 статьи 22.1 названного Кодекса, рассматривать дела об административных правонарушениях вправе должностные лица, поименованные в части 5 статьи 22.2 названного Кодекса.

В соответствии со статьей 23.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 8.37 названного Кодекса, рассматривают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени таких органов, в пределах своих полномочий вправе должностные лица, перечисленные в части 2 статьи 23.26 названного Кодекса.

Исходя из анализа приведенных норм, дела об административных правонарушениях данной категории уполномочены рассматривать в пределах своей компетенции органы исполнительной власти Ивановской области, осуществляющие федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, постановление о привлечении к административной ответственности выносится соответствующим органом. Должностное лицо органа исполнительной власти Ивановской области при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления о привлечении к административной ответственности действует от имени такого органа.

Постановление от 10 декабря 2019 года о привлечении организации к административной ответственности по части 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено Департаментом природных ресурсов и экологии Ивановской области, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Должностное лицо указанного органа при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления о привлечении к административной ответственности действовало от имени этого органа, созданного в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Из буквального содержания части 6 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что решение суда по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, может быть обжаловано помимо лиц, указанных в части 1 статьи 30.1 названного Кодекса, только руководителем этого органа.

Согласно пункту 4.1 названного выше положения Департамент возглавляет начальник, назначаемый на должность Губернатором Ивановской области.

Горелов Д.В., подавший жалобу на решение судьи Фрунзенского районного суда г.Иваново от 28 мая 2020 года, не является руководителем Департамента и в силу части 6 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеет права обжалования названного судебного акта.

Положения части 5 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в рассматриваемом случае неприменимы.

Определение судьи Ивановского областного суда от 18 июня 2020 года об оставлении жалобы без рассмотрения принято в соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и с учетом фактических обстоятельств дела. Правовых оснований для отмены или изменения указанного определения не имеется.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции

ПОСТАНОВИЛ:

определение Ивановского областного суда от 18 июня 2020 года, вынесенное в отношении Ивановской областной общественной организации охотников и рыболовов по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу первого заместителя начальника Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области Горелова Д.В. - без удовлетворения.

Судья Второго кассационного суда

общей юрисдикции подпись Е.В.Агафонова

КОПИЯ ВЕРНА,

судья